Практическая работа 1 по химии 10. Ход опыта

Практическая работа №1.

Практическая работа № 2.

Практическая работа №1.

«Идентификация органических соединений»

Цель:

Ход работы:

В вашем распоряжении имеется спиртовка и набор реактивов:
1) водный раствор NаОН;
2) Н 2 SO 4 разбавленная;
3) водный раствор Nа
2 С0 3 ;
4) водный раствор КМn0
4 ;

5) бромная вода;
6) водный раствор СuSO 4 ;
7) аммиачный раствор оксида серебра;
8) вода.

В двух пробирках содержатся следующие вещества:

1. а) глюкоза;

Б) сахароза;

2. а) уксусная кислота;

б) этиловый спирт;

3. а) глюкоза;

б) глицерин;

С помощью минимального числа реагентов (указанных в начале работы) определите содержимое в каждой паре пробирок. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Работу оформите по следующему образцу:

1. Распознавание глюкозы и сахарозы

2. Распознавание уксусной кислоты и этилового спирта

3. Распознавание глюкозы и глицерина

Сделайте общий вывод

Характеристика некоторых органических веществ

1.Метан

Бесцветный газ без запаха, химическая формула - CH 4 . Малорастворим в воде, легче воздуха. При использовании в быту, промышленности в метан обычно добавляют одоранты (обычно меркаптаны) со специфическим «запахом газа».

2.Этилен

Бесцветный горючий газ со слабым запахом. Частично растворим в воде. Наркотик. Формула С 2 Н 4 .

3.Ацетилен

Ненасыщенный , C 2 H 2 , бесцветный , малорастворим в , легче . При сжатии разлагается со взрывом, хранят в баллонах, заполненных , пропитанным , в котором ацетилен растворяется под давлением в больших количествах. . Нельзя выпускать на открытый .

4.Метанол

Бесцветная ядовитая жидкость с запахом, напоминающим запах этилового спирта, но более слабым, с воздухом образует взрывоопасные смеси, смешивается в любых соотношениях с водой и большинством органических растворителей. Горит синеватым пламенем CH 3 -OH

5.Бензол

6 6 , с своеобразным резким . Входит в состав , широко применяется в , является исходным сырьём для производства , , , красителей. , . С воздухом образует взрывоопасные смеси, хорошо смешивается с эфирами, бензином и другими органическими растворителями.

6. Этанол

Одноатомный спирт с CH 3 -CH 2 -OH, летучая, горючая, бесцветная прозрачная жидкость.

7. Метаналь (формальдегид)

Бесцветный газ с резким , хорошо растворимый в воде, спиртах и полярных растворителях, токсичен. Формула: HCOH

8. Этаналь

Бесцветная жидкость с резким запахом, хорошо растворяется в , , . Формула: CH 3 -CHO. Ацетальдегид токсичен при действии на кожу, и, возможно, канцероген. Он также является загрязнителем воздуха при горении, курении, в автомобильных выхлопах.

9.Муравьиная кислота

Бесцветная жидкость. Растворима в , , , . Смешивается с , , . При контакте с кожей 100 %-ная жидкая муравьиная кислота вызывает сильные химические ожоги. Попадание даже небольшого её количества на кожу причиняет сильную боль, поражённый участок сначала белеет, как бы покрываясь инеем, потом становится похожим на воск, вокруг него появляется красная кайма. Формула: HCOOH

10. Уксусная кислота

Органическое вещество с формулой CH 3 COOH, бесцветная с характерным резким и кислым . . Неограниченно растворима в . Смешивается со многими ; в уксусной кислоте хорошо растворимы органические соединения и газы. Слабая, предельная одноосно ́ вная . Производные уксусной кислоты носят название « ».

11. Бензойная кислота

C 6 H 5 СООН - простейшая одноосновная ароматического ряда. Бесцветные кристаллы, плохо растворимые в воде, хорошо - в и . Бензойная кислота является, подобно большинству других , слабой кислотой.

12. Этиленгликоль

Простейший представитель с формулой HO-CH 2 -CH 2 -OH, прозрачная бесцветная жидкость слегка маслянистой консистенции. Не имеет запаха и обладает сладковатым вкусом. Токсичен. Попадание этиленгликоля или его растворов внутрь организма человека может привести к необратимым изменениям в организме и к летальному исходу

13. Глицерин

Химическое соединение с формулой HOCH 2 -CH(OH)-CH 2 OH; б есцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос - сладкий). Хорошо растворяет многие вещества.

14. Глюкоза

Бесцветное кристаллическое вещество сладкого вкуса, растворимое в воде и органических растворителях. Глюкозу используют при интоксикации, вводят внутривенно, так как она является универсальным антитоксическим средством. С 6 Н 12 О 6 .

15. Сахароза

C 12 H 22 O 11. Бесцветные кристаллы. При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса - . Сахароза является весьма распространённым в природе дисахаридом, она встречается во многих , и .

16. Крахмал

( 6 10 5 ) n . Безвкусный, аморфный порошок , нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц. В горячей воде набухает (растворяется), образуя раствор - ; с раствором образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску. В воде, при добавлении кислот (разбавленная H 2 SO 4 и др.) как , постепенно . При действии или нагревании с кислотами подвергается гидролизу.

17. Анилин

Соединение с формулой 6 5 2 , простейший ароматический . Представляет собой бесцветную маслянистую жидкость с характерным запахом, немного тяжелее воды и плохо в ней растворим, хорошо растворяется в органических растворителях. На воздухе быстро окисляется и приобретает красно-бурую окраску. Ядовит.

18. Аминокислоты

Бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Многие из них обладают сладким вкусом.

Практическая работа №2.

«Распознавание пластмасс и волокон»

Цель: распознать органические вещества с помощью качественных реакций.

С правилами ТБ ознакомлен(-а). Роспись.

Оборудование и реактивы: образцы пластмасс и волокон под номерами, спиртовка, спички, стеклянные палочки, тигельные щипцы, асбестовые сетки.

Ход работы:

1. Распознавание пластмасс

В разных пакетах под номерами имеются образцы пластмасс. Пользуясь при веденными ниже данными, определите, под каким номером какая пластмасса находится.

Полиэтилен . Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит сине ватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.

Поливинилхлорид . Эластичный или жесткий материал, при нагревании быстро размягчается, разлагается с выделением хлороводорода. Горит коптящим пламенем, вне пламени не горит.

Полистирол . Может быть прозрачным и непрозрачным, часто хрупок. При нагревании размягчается, из расплава легко вытянуть нити. Горит коптящим пламенем, распространяя запах стирола, продолжает гореть вне пламени.

Полиметилметакрилат . Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пла менем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.

Фенолформальдегидная пластмасса. Темных тонов (от коричневого до чер ного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.

2. Распознавание волокон

В разных пакетах под номерами содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными ниже данными, определите, под каким номером какое волокно находится.

Хлопок . Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.

Шерсть, натуральный шелк. Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.

Ацетатное волокно. Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.

Капрон . При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах.

Лавсан . При нагревании плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика.

Оформление работы:

Цвет, внешний вид.

Горит или нет. Характер горения. Запах.

Вывод

1. Распознавание пластмасс

2. Распознавание волокон

Общий вывод: на какие группы делятся пластмассы? волокна?

10 класс

Лабораторные опыты

Тема лабораторного опыта

Инструкция

Л.о. №1. Изготовление моделей молекул углеводородов

Модель молекулы метана. Соберите модель молекулы метана, используя для этого заводской набор моделей атомов. Если он в школе отсутствует, соберите ее из пластилиновых шариков. Для этого из пластилина светлых тонов изготовьте четыре небольших шарика, а из пластилина темных тонов - один шарик, который примерно в два раза больше предыдущих. В качестве стержней можно использовать спички. Учтите, что в молекуле метана угол между химическими связями С-Н составляет 109°, т. е. молекула имеет тетраэдрическое строение (см. рис. 11 на с. 25).

Модели молекул бутана и изобутана. Соберите модель молекулы н-бутана, используя для этого заводской набор моделей атомов или пластилин. Аналогично соберите модель молекулы изобутана. Учтите, что в бутане атомы углерода расположены по отношению друг к другу под углом 109°, т. е. углеродная цепь должна иметь зигзагообразное строение. В молекуле изобутана все связи центрального атома углерода направлены к вершинам правильного тетраэдра. Сравните строение этих углеводородов.

Л.о. №2. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Выданные вещества разделите на две части и исследуйте их отношение к растворам иода и перманганата калия. Наблюдайте за изменением окраски растворов. Внесите наблюдения в таблицу и сделайте выводы.

Л.о. №3. Получение и свойства ацетилена

В пробирку налейте около 1 мл воды и поместите в нее кусочек карбида кальция величиной со спичечную головку. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и выделяющийся газ пропустите в другую пробирку с раствором перманганата калия. Что наблюдаете? О чем свидетельствует изменение окраски раствора? Запишите уравнения проведенных реакций.

Л.о. №4. Свойства этилового спирта

    1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. Что ощущаете? В другую пробирку прилейте несколько капель выданного вам спирта с помощью пипетки, добавьте 2 мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этилового спирта в воде?

      В одну пробирку налейте 1-2 мл дистиллированной воды, а во вторую - 2 мл этилового спирта и добавьте в каждую по 2-3 капли подсолнечного масла. Перемешайте содержимое обеих пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как растворителя?

    1. На фильтровальную бумагу капните одну каплю воды и чуть поодаль одну каплю этилового спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.

      Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите ее в этиловый спирт, находящийся в выданной вам пробирке. Что наблюдаете? Повторите операцию 4-5 раз. Понюхайте содержимое пробирки. Что ощущаете? Запишите уравнение проведенной реакции.

Л.о. №5. Свойства глицерина

    1. К 1 мл дистиллированной воды в пробирке прилейте 1 мл глицерина и смесь взболтайте. Затем добавьте еще 1 мл глицерина и еще раз перемешайте смесь. Что можно сказать о растворимости глицерина в воде?

      К 2 мл раствора щелочи в пробирке прилейте несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)). Что наблюдаете? К полученному осадку прибавьте по каплям глицерин и смесь взболтайте. Что наблюдаете?

Л.о. №6. Свойства формальдегида

      1. В тщательно вымытую пробирку налейте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра и добавьте по стенке 4-5 капель формалина. Поместите пробирку в стакан с горячей водой. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.

        Налейте в пробирку 2 мл щелочи и добавьте 2-3 капли раствора медного купороса (сульфата меди (II)). К образовавшемуся осадку прилейте 1 мл разбавленного водой формалина и смесь нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.

Л.о. №7. Свойства уксусной кислоты

        1. Налейте в четыре пробирки по 2 мл раствора уксусной кислоты. Осторожно понюхайте этот раствор. Что ощущаете? Вспомните, где вы применяете уксусную кислоту дома.

          В одну пробирку с раствором уксусной кислоты добавьте несколько капель раствора лакмуса. Что наблюдаете? Затем нейтрализуйте кислоту избытком щелочи. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.

          В три оставшиеся пробирки с раствором уксусной кислоты добавьте: в одну - гранулу цинка, в другую - несколько крупинок оксида меди (II) и подогрейте ее, в третью - кусочек мела или соды (на кончике шпателя). Что наблюдаете? Запишите уравнения проведенных реакций.

Л.о. №8. Свойства жиров

          1. В три пробирки налейте по 1 мл дистиллированной воды, спирта и бензина и добавьте в них по 2-3 капли подсолнечного масла. Встряхните содержимое пробирок. В какой жидкости жиры растворяются лучше?

            Несколько капель раствора жира в этиловом спирте и бензине нанесите на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете после испарения растворителя?

3. Практически докажите, что в состав выданного вам растительного жира входят остатки непредельных кислот. Объясните свои действия.

Л.о. №9. Свойства глюкозы

              1. В пробирку с 2-3 каплями раствора медного купороса (сульфата меди (II)) прилейте 2-3 мл раствора щелочи. Что наблюдаете? Затем добавьте в пробирку 2 мл раствора глюкозы и смесь перемешайте. Что наблюдаете? О чем свидетельствует этот опыт?

                Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? О чем свидетельствует этот опыт? Запишите уравнение проведенной реакции.

                К 2 мл аммиачного раствора оксида серебра добавьте 1-2 мл раствора глюкозы и нагрейте смесь на пламени спиртовки. Старайтесь нагревать содержимое пробирки равномерно и медленно. Что наблюдаете? О чем свидетельствует этот опыт? Запишите уравнение проведенной реакции.

Л.о. №10. Свойства белков

                    1. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте 2 мл раствора щелочи, а затем несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)). Что наблюдаете?

                      В пробирку с 2 мл раствора белка добавьте несколько капель азотной кислоты. Что наблюдаете? Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Охладите смесь и добавьте к ней по каплям 2-3 мл нашатырного спирта. Что наблюдаете?

                      Подожгите несколько шерстяных нитей. Охарактеризуйте запах горящей шерсти.

                      К 3-4 мл раствора белка в воде добавьте несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)). Что наблюдаете?

Цель:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Химия 10 класс Практическая работа №2. «Получение этилена и опыты с ним»»

Практическая работа 2.

«Получение этилена и опыты с ним»

Цель:

    закрепить знания учащихся по теме «Алканы. Алкены», научить получать этилен и проводить с ним опыты;

    совершенствовать умение получать газообразные вещества в простейших приборах, соблюдая правила техники безопасности;

    воспитывать чувство ответственности, коллективизма.

Оборудование: на столах учащихся: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки в штативе, газоотводная трубка, песок, бромная вода, раствор перманганата калия, этиловый спирт, концентрированная серная кислота.

Ход урока

1. Инструктаж по технике безопасности под роспись.

Затем вместе разбираем ход практической работы по пунктам, останавливаюсь

подробно на предельной осторожности при проведении практической работы.

2. Учащиеся начинают оформлять практическую работу в тетрадях для

практических работ: записывают число, тему, цель, оборудование.

3. Затем выполняют практическую работу. Выданную пробирку с уже готовой

смесью этилового спирта (2 – 3 мл), концентрированной серной кислоты

(6 – 9 мл) и прокаленного песка закрывают газоотводной трубкой, укрепляют

в лабораторном штативе и начинают осторожно нагревать, начиная с прогрева

всей пробирки.

а) C 2 H 5 OH → H 2 C = CH 2 + H 2 O

этиловый спирт этилен

Конец газоотводной трубки опускают в пробирку, в которую налито 2-3 мл

бромной воды. Через некоторое время выделяющийся газ обесцвечивает

бромную воду. Это значит, что произошла химическая реакция, и образовалось

новое вещество:

б) H 2 C = CH 2 + Br 2 → CH 2 Br – CH 2 Br

этилен 1,2 – дибромэтан

4. После того, как обесцветилась бромная вода, в другую пробирку налить 2-3 мл

разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой,

и также пропустить через него образующийся газ. Через некоторое время

окраска исчезает, раствор становится прозрачным, значит также здесь

произошла химическая реакция и образовалось новое вещество:

H 2 C = CH 2 + [O] + H 2 O → CH 2 – CH 2

этилен ׀ ׀

этиленгликоль

5. После проделанных опытов вынуть газоотводную трубку из пробирки и

выделяющийся газ поджечь, он горит светящимся пламенем. Этилен, как и все

углеводороды горит с образованием углекислого газа и воды:

C 2 H 4 +3O 2 → 2CO 2 + 2H 2 O

6. После окончания работы на рабочем столе навести порядок и приступить к

оформлению работы в тетради: описать весь ход работы, зарисовать

рисунок 19 на стр. 56, по ходу работы написать уравнения соответствующих

реакций, в конце работы сделать вывод, при этом ответить на все вопросы для

самостоятельных выводов, в конце урока тетради сдаются на проверку.

учени 10 класса

_____________________________

Лабораторные опыты

Лабораторный опыт №1 Дата _________

Определение элементарного состава органических соединений

Цель: научиться определять элементарный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы: химический стакан, парафиновая свеча, лучинка, известковая вода.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод

Лабораторный опыт №2 Дата _________

Изготовление моделей молекул углеводородов.

Цель: научиться собирать модели простейших углеводородов.

Оборудование и реактивы: пластилин 2 –х цветов, спички.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.174.

Ход работы:

Рисунок

Описание строения

Модель молекулы метана

Модель молекулы бутана

Модель молекулы изобутана

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 3 Дата _________

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

Цель: научиться обнаруживать непредельные соединения в жидких нефтепродуктах.

Оборудование и реактивы: жидкие нефтепродукты, раствор йода, раствор перманганата калия.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

п/п

Реагенты для распознавания веществ

Наблюдения

Выводы

Раствор перманганата калия

Раствор йода

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 4 Дата _________

Получение и свойства ацетилена.

Цель: изучить лабораторный способ получения ацетилена, выяснить его свойства.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробка с газоотводной трубкой, штатив, вода, карбид кальция, раствор перманганата калия.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.175.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 5 Дата _________

Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Цель: ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Оборудование и реактивы: коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.175- 176.

Ход работы

п/п

Образец

Цвет

Формула

Процессы, лежащие в основе производства

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 6 Дата _________

Свойства этилового спирта.

Цель: изучить свойства этилового спирта.

Оборудование и реактивы: этиловый спирт, дистиллированная вода, подсолнечное масло, медная проволока, пробирки, спиртовка, фильтровальная бумага.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.176.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 7 Дата _________

Свойства глицерина.

Цель: изучить свойства глицерина.

Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, глицерин, раствор щелочи (NaOH II )), пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.174.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 8 Дата _________

Свойства формальдегида.

Цель: изучить свойства формальдегида.

Оборудование и реактивы: аммиачный раствор оксида серебра, формалин, раствор щелочи (NaOH ), раствор медного купороса (сульфат меди (II )), пробирки, стакан с горячей водой.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 9 Дата _________

Свойства уксусной кислоты.

Цель: изучить свойства уксусной кислоты.

Оборудование и реактивы: раствор уксусной кислоты, раствор лакмуса, раствор щелочи (NaOH ), цинк (гранулы), оксид меди (II ), мел или сода, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.177.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 10 Дата _________

Свойства жиров.

Цель: изучить свойства жиров.

Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, спирт, бензин, подсолнечное масло, пробирки, фильтровальная бумага,

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.177 - 178.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 11 Дата _________

Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

Цель: сравнить свойства растворов мыла и стирального порошка.

Оборудование и реактивы: раствор мыла, раствор стирального порошка, раствор фенолфталеина, жесткая вода (раствор хлорида кальция), пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

В каком случае приходится прибавлять больше раствора для образования устойчивой пены? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Какой препарат не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде? Почему? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 12 Дата _________

Свойства глюкозы.

Цель: изучить свойства глюкозы.

Оборудование и реактивы: раствор глюкозы, раствор медного купороса (сульфат меди (II )), раствор щелочи (NaOH ), аммиачный раствор оксида серебра, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.178.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 13 Дата _________

Свойства крахмала.

Цель: изучить свойства крахмала.

Оборудование и реактивы: порошок крахмала, вода, стакан с горячей водой, спиртовой раствор йода, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 14 Дата _________

Свойства белков.

Цель: изучить свойства белков.

Оборудование и реактивы: раствор белка, раствор щелочи (NaOH ), раствор медного купороса (сульфат меди (II )), раствор азотной кислоты, раствор нашатырного спирта, шерстяные нитки, вода, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.179.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 15 Дата _________

Ознакомление с образцами пластмасс и каучуков.

Цель: ознакомление с образцами пластмасс и каучуков.

Оборудование и реактивы: образцы пластмасс, волокон, каучуков.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.179.

Ход работы

Группы веществ

Образец

Реакция получения

полимеризации

поликонденсации

Природные

Искусственные

Синтетические

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Практические работы

Практическая работа №1 Дата __________

Идентификация органических веществ.

Цель :…………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.180 -181.

Задание 1.

Вариант № ____

Оборудование и реактивы: ………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 2.

Оборудование и реактивы: раствор глюкозы, …………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Задание 3.

Оборудование и реактивы: раствор глицерина, формальдегида, глюкозы, ……………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Задание 4.

Оборудование и реактивы: картофель, белый хлеб, спелое яблоко, ……………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отметка ___________

Практическая работа № 2 Дата __________

Распознавание пластмасс и волокон.

Цель :…………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.181 - 182.

Задание 1.

Оборудование и реактивы: полиэтилен, поливинилхлорид.

Ход работы:

Формула

Описание

Полиэтилен

Поливинилхлорид

Задание 2.

Оборудование и реактивы: хлопок, шерсть, ацетатное волокно, капрон, ………………………………………………………………………………………………………………..

Ход работы:

Формула

Описание

Хлопок

Шерсть

Ацетатное волокно

Капрон

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отметка ___________

Использованная литература:

О.С.Габриелян «Химия.10 кл.» базовый уровень, Москва.: Дрофа, 2012

Практическая работа №1

Оборудование:

Реактивы: растворы глицерина, этилового спирта, сульфата меди, гидроксида натрия.

Цель:

Ход работы

ИНСТРУКЦИЯ

    Продумайте решения задач.

    Выполните задания.

    Что делали?

    Что наблюдали?

    Условия реакции.

    Вывод. Уравнения реакций.

Вариант 1

Задания:

1.В двух пробирках под номерами налиты растворы: этилового спирта и глицерина.

Определите их.

2.Докажите, что в состав полиэтилена входят углерод и водород.

Дополнительное задание

HCI KOH (спирт)

CH3 – CH2 – CH = CH2 A Б

Практическая работа №1

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: растворы глицерина, этилового спирта, сульфата меди, гидроксида натрия, уксусной кислоты, метилоранжа.

Цель: сформировать у учащихся умения проводить характерные реакции для органических веществ, закрепить общие лабораторные и организационные умения.

Ход работы

ИНСТРУКЦИЯ

    Запишите в тетрадь тему практического занятия и номер варианта.

    Продумайте решения задач.

    Выполните задания.

    Составьте отчет о работе, используя таблицу:

    Что делали?

    Что наблюдали?

    Условия реакции.

    Вывод. Уравнения реакций.

  1. Приведите в порядок рабочее место.

Вариант 2.

1.В двух пробирках под номерами налиты растворы: этилового спирта и уксусной кислоты.

Определите их.

2.Докажите, что выданное вещество - глицерин.

Дополнительное задание

KOH (спирт) HBr

СН3 – СН2 – СН2 – СН2 Br A B


«практическая работа №2»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

«Распознавание пластмасс и волокон»

Оборудование и реактивы: образцы пластмасс и волокон под номерами, спиртовка, спички, стеклянные палочки, тигельные щипцы, асбестовые сетки.

Распознавание пластмасс

В разных пакетах под номерами имеются образцы пластмасс. Пользуясь при­веденными ниже данными, определите, под каким номером какая пластмасса находится.

Полиэтилен. Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит сине­ватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.

Поливинилхлорид. Эластичный или жесткий материал, при нагревании быстро размягчается, разлагается с выделением хлороводорода. Горит коптящим пламенем, вне пламени не горит.

Полистирол. Может быть прозрачным и непрозрачным, часто хрупок. При нагревании размягчается, из расплава легко вытянуть нити. Горит коптящим пламенем, распространяя запах стирола, продолжает гореть вне пламени.

Полиметилметакрилат. Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пла­менем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.

Фенолформальдегидная пластмасса. Темных тонов (от коричневого до чер­ного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.

Распознавание волокон

В разных пакетах под номерами содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными ниже данными, определите, под каким номером какое волокно находится.

Хлопок. Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.

Шерсть, натуральный шелк. Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.

Ацетатное волокно. Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.

Капрон. При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах.

Лавсан. При нагревании плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика.

    Цвет, внешний вид.

    Горит или нет. Характер горения. Запах.

    Запишите формулы исходных веществ и формулы полимеров образцов

    К какому классу относятся данные образцы волокон

Просмотр содержимого документа
«практическая №1 новая моя»

Практическая работа №1

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: растворы глицерина, сульфата меди, гидроксида натрия, раствор белка, молоко, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода, концентрированная НN О 3 , раствор глюкозы, аммиачный раствор Аg О, вода.

Цель: сформировать у учащихся умения проводить характерные реакции для органических веществ, закрепить общие лабораторные и организационные умения.

ВНИМАНИЕ!

Повторите правила техники безопасности!

Ход работы

ИНСТРУКЦИЯ

    Запишите в тетрадь тему практического занятия, цель работы.

    Опыт №1: в пробирку к раствору глюкозы добавьте аммиачный раствор оксида серебра и нагрейте пробирку. Что наблюдаете?

    Опыт №2: в пробирку налейте раствор глюкозы. Добавьте к нему раствор гидроксида натрия, а затем сульфата меди. Что наблюдаете? К полученному раствору добавьте немного воды и нагрейте на пламени спиртовки так, чтобы прогревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.

    Опыт №3: К раствору крахмального клейстера добавьте 1 каплю спиртового раствора йода. Что наблюдаете? Капните на кусочек хлеба спиртовым раствором йода. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

    Опыт №4: в пробирку налейте немного сульфата меди и добавьте немного раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка. К полученному осадку добавьте по каплям глицерин и взболтайте смесь. Что происходит?

    Опыт№5: в пробирку налейте немного раствора белка куриного яйца и добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Аккуратно нагрейте полученную смесь до образования желтого осадка. Повторите данный опыт с раствором молока. Сделайте вывод о наличии белка и специфичности данной реакции.

    Опыт №8: в пробирку налейте 2-3мл раствора белка и 2-3мл раствора гидроксида натрия, затем 1-2мл раствора сульфата меди. Что наблюдаете?

    Составьте отчет о работе, используя таблицу:

    Что делали?

    Что наблюдали?

    Условия реакции.

    Вывод. Уравнения реакций.

  1. Сделайте вывод.

    Приведите в порядок рабочее место.