Правильная исповедь: как исповедоваться, в чем каяться, какая исповедь не примется богом. Вопросы веры: деньги за требы - это справедливо? Можно ли исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом? и др

Непосредственно накануне причащения верующий должен посетить вечернее богослужение, после которого дома прочитать все молитвы и каноны ко Святому Причащению, а именно:

– канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;

– канон молебный Пресвятой Богородице;

канон Ангелу Хранителю;

– канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению;
– молитвы вечерние.

Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Все эти каноны и молитвы Вы найдете практически в каждом молитвослове, который можно приобрести в любом православном храме. Возможно, что готовясь к Св. Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам. После полуночи уже не едят и не пьют, курить строго запрещается - к Св. Причастию приступают натощак.

Утром в день причащения необходимо прочитать утренние молитвы.

Как поститься?

Издревле подготовка к причастию называется говением. Готовясь соединиться с Христом в таинстве Евхаристии (Причастия), православный должен подготовить свою душу и тело к достойной встрече с Господом. Готовя тело, человек в течение недели или трех дней (в зависимости от частоты причащения, возраста, здоровья) воздерживается от скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), ест овощи, фрукты, каши, макаронные изделия. Также воздерживаемся от супружеской (интимной) жизни, от различного рода развлечений и увеселений. Не принято приступать к Святым Таинствам женщинам во время очищения (месячных циклов). Чтобы подготовить свою душу, христианин в эти дни часто посещает церковь, читает духовную литературу. Необходимо помириться, если находишься в ссоре, простить все обиды.

Есть ли послабления в посте?

Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не должно быть для вас препятствием к Св. Причастию. О послаблении в посте желательно посоветоваться со священником.

Как причащаться?

Причастники должны приступать к святой Чаше в глубоком смирении. По прочтении священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея тайныя…» и «Да не в суд…», которые миряне про себя или негромко вслух повторяют, со всяким страхом и умилением делаем земной поклон. После этого, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой, подходим к святой Чаше.

По причащении диакон обтирает уста причастника специальным платом, после чего причастник целует край святой Чаши как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, а затем идет к специальному столику, где запивает Причастие теплотой с антидором.

Как причащать младенцев?


Из предосторожности, чтобы при Причащении младенца Святые Тайны не остались не проглоченными им, нужно подносить его к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать, затем дать запить теплотой с антидором. В течение нескольких минут после причащения нельзя давать пустышку.

По завершению богослужения для причастившихся читаются благодарственные молитвы по святому Причащению.

Как причащаться дома?

Дома могут причащаться тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом. Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последнего часа.

Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.

Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь только «страха ради смертного».

Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.

После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Можно ли причащаться беременным?

К Исповеди и Причастию во время беременности следует готовиться так же, как и в любое другое время, принимая лишь во внимание физическую немощь женщины. Точно так же следует исследовать свою совесть и на Исповеди покаяться в своих согрешениях. Точно так же следует по возможности ограничить себя в пище - не в молочной или другой необходимой во время беременности белковой пище, но в сладостях или лакомствах; следует ограничить развлечения. Попросит прощения у тех, кто обижен на нас, и примириться с теми, на кого обижены мы.

Можно ли исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом?

Исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом можно. И ни в коем случае исповедь и причастие в разных храмах не являются нарушением канонов.

Церковь - едина, и во всех храмах мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Поэтому нет никаких оснований христианину обязательно причащаться в том же храме, в котором он накануне исповедовался.

Единственное, что необходимо сделать, это постараться взять благословение у исповедующего священника утром в том храме, в котором вы собираетесь причаститься.

Составлено иереем Виталием Симорой

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

Сегодня тема нашей передачи звучит так: «Причастие и исповедь». Казалось бы, тема достаточно общая, широкая, постоянно о ней говорят и эти два Таинства - причастие и исповедь - есть в духовной жизни каждого христианина. Объясните, пожалуйста, как эти таинства связаны между собой в нашей русской традиции?

Мы знаем существующую и преобладающую русскую православную традицию, она доминирует в большинстве наших приходов. Согласно ей человек, желающий принять Таинство причастия, говеет, то есть готовится к принятию Святых Таин, и в рамках говения исповедуется накануне, за предшествующим всенощным бдением или непосредственно перед литургией, в день причастия. Так было на протяжении многих десятилетий.

Надо сказать, что и в самой Русской Церкви эта практика варьировала от одной исторической эпохи к другой. Например, в Синодальный период (в XVIII- XIX веках) и до революции исповедовались и причащались очень редко, доходило до того, что исповедь была один раз в год, Великим постом, причем некоторые категории подданных Российской империи (например, государственные служащие) должны были получать справку о том, что были на исповеди и причащались. Известны случаи, когда будущий святитель Игнатий Брянчанинов начал ходить в храм каждое воскресенье, стараться там причащаться, и священник того храма, куда он ходил, воспротивился этому и посоветовал ему бывать в храме реже. Тогда он начал ходить в разные храмы, для того чтобы не было подозрений. Древняя практика не связывала напрямую Таинство исповеди и причащение Святых Христовых Таин, эта связь была более сложной.

- Какая существует разница между этими таинствами?

Мистическая разница ясна: исповедь - это очищение совести, когда через обращение человека к Богу происходит его воссоединение с Церковью. «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе, Господе нашем…», - говорит священник в молитве. А Причастие - единение со Христом в следовании установительным словам Божественной Евхаристии: «Примите и ядите, пийте от нея вси…»

Конечно, связь между этими таинствами имеется, и она прослеживается в возгласе священника, который перед дроблением Святых Даров на литургии говорит: «Святая святым…», то есть Святые Дары святым людям, а Церковь устами хора отвечает: «Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Но стремление к святости и единству с Богом подразумевает и желание чистого сердца, поэтому исповедь становится частью говения христианина.

В то же самое время это только часть говения, ведь сейчас в нашей практике принято, что Таинство исповеди и Таинство причастия, когда человек приобщается Святых Таин, - это как единое целое, то есть невозможно себе представить причастие без исповеди…

- …тогда как вполне можно представить исповедь без причастия.

- Как это можно объяснить? Почему так сложилось и как правильно к этому относиться?

Давайте посвятим несколько минут тому, чтобы проследить историю чинопоследования этих таинств. В Древней Церкви исповедь была явлением не столь частым, как сейчас. Исповедовались те люди, которым по канонам предписывалось покаяние, совершившие такое преступление, за которым следовало отлучение от Церкви или та или иная мера дисциплинарного наказания, всегда подразумевавшая отлучение от Причастия. Остальные члены общины с сокрушенным сердцем приходили к Святым Дарам и причащались каждый день Господень, то есть каждое воскресенье. И эта практика была доминирующей примерно до конца III - начала IV века. Потом ослабла дисциплина в Церкви. Против этого очень возражал святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Ну как же вы стоите в храме, с сердцем несокрушенным приступаете к святыне и ругаетесь перед тем, как принимать Святые Дары!» Это ослабление горения перед Богом потребовало со стороны Церкви большей строгости по отношению к приходящим, и таким образом развивается чин исповеди как почти обязательный накануне Причастия.

В то же самое время многие Поместные Церкви, существующие поныне, не знают такой жесткой связки. Думаю, было бы очень полезно изучить документ, который был принят в Русской Православной Церкви, называется он «Об участии верных в Евхаристии». Там описываются ситуации, в которых исповедь может быть необязательной перед причащением: допустим, дни Светлой недели, когда вся Церковь торжествует единый день Пасхи или когда исповедники известны священнику и он представляет себе их духовное устроение. Если человек причащался накануне или два-три дня назад, например, так совпало, что был большой праздник (к примеру, Вознесение, в четверг), а в следующий воскресный день сердцем желает причаститься и есть надежда, что он ничего остро греховного, криминального не совершил, то, может быть, имеет смысл разрешить ему причащаться без исповеди, если священник его знает. Такая практика тоже существует, она укладывается в практику Древней Церкви.

Интересно, что Древняя Церковь подразумевала под исповедью, под тайносовершительной молитвой именно молитву: «Примири и соедини его (то есть грешника) Святой Твоей Церкви…» Грешник отпал грехом и теперь приходит к Церкви. А молитва, которую мы привыкли сейчас слышать - «Я, недостойный иерей (такой-то), властью мне от Него (от Бога) данной, прощаю и разрешаю тебя от грехов твоих», - переносит центр тяжести на власть священника вязать и решить, она более поздняя и является итогом латинского влияния. Таким образом, и сама традиция постоянного прибегания к исповеди более поздняя, чем это было принято в Древней Церкви.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, если вечером в субботу перед исповедью батюшка не читает молитву - это правильно или нет? Как к этому относиться?»

Я позволю себе выразить сомнение в том, что такая молитва не читается. Священник обязательно произносит молитвы перед началом исповеди, может быть, он не читает все Последование, потому что оно достаточно обширное, но основные молитвы, конечно, читает. Здесь Ваше сердце должно быть спокойно, потому что если Вы исповедуетесь, то разрешительная молитва над Вами священником обязательно будет прочитана, не опасайтесь.

Вообще очень много искушений возникает, связанных с приходом к Причастию: то очередь очень большая, то батюшка не дает совета там, где мы этого ждем, а молча выслушивает и читает разрешительную молитву. Я-то, со своей стороны, считаю, что очень правильно делает священник, потому что исповедь - это выслушивание слов покаяния человека и прощения, даруемого именем Божиим. Духовная беседа, просьба о совете - совершенно другой жанр, исповедь - не то время, когда можно обсудить предстоящий переезд куда-нибудь или еще что-то, исповедь - это слова Господу Богу «прости меня». Люди смущаются, почему с ними не разговаривают на исповеди, смущаются, почему очередь большая или почему батюшка что-то не прочел. Кроме батюшки, прочитать некому, вы восполнить это не можете, вы идете ко Христу, а священник в этой ситуации свидетель, как он и говорит в молитве: «Аз точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Богом вся, елика речеши ми». Поэтому тут надо сосредоточиться на собственной исповеди и не обращать внимание на внешние обстоятельства.

Когда я был мирянином и искал себе духовного отца, то ходил в разные храмы, присматривался к богослужебным манерам священников, к тому, что они говорят на проповеди, и мне очень полюбился один батюшка, я к нему пошел на исповедь и вначале был очень расстроен тем, что он мне ничего не сказал. А потом я увидел, что он почти плачет, когда слушает людские исповеди, я понял, что ему некогда в это время говорить, он молится, просит Бога, ему жалко этих людей, которые так исковерканы грехом, поэтому исповедь - не время для духовных бесед.

Вы правильно сказали, очень много искушений. Часто приходится слышать о том, что священник очень торопит, говорит: «Давай быстрее». Как к этому относиться? Человек пришел в недоумение от того, что священник на исповеди, наверное по каким-то своим личным причинам, не смог выслушать человека. Что можно сказать этому пожаловавшемуся на священника человеку?

Во-первых, если много есть на сердце что сказать, может быть, накопилась какая-то такая греховная скверна, можно попросить священника об отдельной исповеди. Совершенно необязательно она должна быть связана с богослужением, когда у священника будет только полчаса или час на всех. Попросите об этом священника во внебогослужебное время, когда он дежурит в храме, - всегда можно поговорить.

Второе. Иногда стоящий у аналоя иерей просто вынужден так делать. Он видит, что стоит сто человек, а подошедший к нему исповедник говорит: «Ну и вот… моя теща мне сказала… но она же вместо того чтоб… а я ей…», - и начинается совершенно кухонный разговор, не имеющий никакого отношения к духовной жизни. Священник вынужден прерывать такие разговоры. Сказано же в Писании: «Малейший из бесов может разрушить землю…» И батюшка, выслушивая все, что ему приходится выслушивать в течение получаса или часа исповеди, должен сосредоточиться на главном, на том, что ведет к спасению. А ведь не редкость, что люди запутываются в своих исповедях и, начиная за здравие, заканчивают за упокой, то есть такая исповедь сама становится в осуждение: я раздражаюсь на сестру такую-то, потому что она неблагочестивая. То есть если бы сказать: «Я раздражаюсь на сестру, и мне стыдно», - вот это дело.

Как сказал мне один человек, принадлежащий к профессиям, которые у нас принято называть профессиями силового блока: «Я думаю, что иные и к исповеди приходят для того, чтобы какую-нибудь дезинформацию представить». К сожалению, так бывает, особенно когда человек невнимателен к собственной духовной жизни, а ведь самооправдание исключает покаяние. Покаяние - это когда тебе твердо ясно, что ты ничем не можешь объяснить свой поступок, тебе просто стыдно, никаких объяснений у тебя нет. «Господи, прости!» - вот с таким чувством надо приходить к исповеди, мне кажется.

Все-таки тяжело священнику: порой стоишь в храме и только молишься, а священнику нужно еще и послужить, и выслушать. Думаю, что нужно относиться с пониманием к некоторым таким моментам.

Такой вопрос, как тайна исповеди: многие люди, даже мои знакомые, не верят в то, что священник хранит в тайне то, что слышит на исповеди. Есть и такая проблема. Насколько я знаю, юридически то, что сказано на исповеди, не может быть свидетельством в суде.

Я об этом не знаю, но могу сказать вот что: священники, конечно, тоже люди, и нередко можно слышать о том или ином батюшке: «хороший священник», но также бывает, что можно услышать: «плохой священник». Священники, как и все остальные люди, подвержены тем или иным человеческим немощам, никто не свят, но я не знаю ни одного священника, в том числе и среди так называемых плохих, в каком бы состоянии он ни находился, чтобы он когда-нибудь перешагнул тайну исповеди. Я абсолютно убежден, что тайна исповеди свято соблюдается. Мне было бы очень тяжело жить с чувством, что кто-то из моих собратьев делает иначе.

Люди часто говорят обычные, но немного непонятные для нас вещи, потому что мы живем в Церкви и стараемся все соблюдать, мы так привыкли, но сейчас такой век, когда люди порой только приходят в церковь и их многое отталкивает. К сожалению, отталкивает и то, что им как-то удивительно, как это можно рассказать свою жизнь другому человеку, которого ты даже не знаешь. Что бы Вы могли посоветовать таким людям, которые говорят, что им стыдно рассказать? Этим простым аргументом они оправдывают себя, почему не идут на исповедь.

Самое главное, что вы ничего не рассказываете человеку. Я даже уверен, что этот человек, который облачен в рясу, епитрахиль и у которого наперсный крест, если бы мог, если бы это не было частью его долга, то уклонился бы от того, чтобы выслушивать то, что говорится у аналоя на исповеди, но он не может этого сделать. Вы не говорите человеку, вы собеседуете с Богом, поэтому не надо частить и не следует бояться. Тот, кто стоит рядом с вами в этот момент, призван к тому, чтобы, выслушав вашу исповедь, засвидетельствовать перед Богом ваше покаяние и через разрешительную молитву разорвать рукописание, как говорят древние книги, ваших грехов. Если есть смущение, особенно у людей, приходящих впервые, может быть, стоит то, что особенно стыдно, не сказать, а написать, принести листок с этими словами священнику, чтобы он прочел. Я знаю, что опытные священники во время исповеди не смотрят на исповедника, даже скорее отворачиваются, чтобы человеку было легче говорить.

Мы знаем, что в западных христианских храмах даже существуют исповедальни - комнатки, разделенные перегородками, где исповедующий и исповедник друг друга не видят. Я не думаю, что это уместно, потому что теряется непосредственность общения священника и члена Церкви, но знаю также и то, что человек, исповедующийся от сердца, какие бы ужасные вещи ни сказал, если он говорит их с чувством «Господи, прости», отойдет со счастливым сердцем.

Меня однажды спросили: «Почему у вас в храме, когда люди исповедуются, и вы, священники, и исповедующиеся люди, нередко отходите друг от друга с улыбками?» Потому что таинство совершилось, потому что очевидным образом мир стал на какую-то малую долю чище, в нем стало меньше грязи, и люди приветствуют друг друга улыбкой и радостью от того, что какую-то греховную головешку, пусть и малую, удалось загасить.

Вопрос телезрительницы из Сочи: «У нас во многих храмах как будто бы и не знают о существующем документе о Причастии, и если воцерковленный человек постится все четыре поста, все среды и пятницы, то все равно требуют поста, не приветствуют частое причащение и говорят, что перед причастием надо обязательно поститься три дня. Это очень грустно наблюдать, хотя у нас есть один очень хороший храм, там всё как в Москве, но он только один. А в остальных батюшки как будто не слышат и не знают этого всего, это очень странно».

Да, проблема действительно существует, документ «Об участии верных в Евхаристии» очень важный, он выносился на широкое обсуждение, пополнялся. Я, со своей стороны, приветствую тот факт, что во многих храмах этот документ обсуждается духовенством вместе с прихожанами. В нашем храме, где я служу, он вывешен на стенде, люди могут прочитать и найти там ответ на вопрос, почему духовенство ведет себя таким образом, а не иначе.

Что касается максимально частой исповеди и причастия, я это очень приветствую и полагаю, что это отвечает древней практике Церкви, когда член Церкви тем и свидетельствовал свое христианство, что причащался. Никаких других свидетельств, если дело не доходило до мученической кончины, не было. Ты христианин, значит - ты причащаешься. Ты причащаешься, значит - ты христианин; естественно, если ты крещен.

А насчет практики говения знаю, что очень многие известные московские священники, в том числе и гости этой студии, советуют поститься следующим образом (и мне кажется это оправданным): если вы соблюдаете посты в среду и пятницу и хотите причаститься в воскресенье, то, может быть, достаточно среды и пятницы или прибавляется суббота, день накануне причащения. Но я хотел бы, со своей стороны, отметить еще одну вещь. Если мы причащаемся чаще, это означает, что мы еще ответственней должны относиться к принятию таинства. Это не означает, что мы отнекиваемся, как от какого-то скучного и ненужного багажа, от традиции приготовления, она видоизменяется в этом случае. О ветхозаветном праведнике говорилось: «Он ходил пред Богом». Вот это хождение пред Богом должно быть нашим постоянным чувством. Не только чтение молитв из Последования, но вообще наш образ жизни и то, что мы делаем в течение недели на протяжении всех дней года, и есть наше приготовление или «антиприготовление», когда это оказывается в суд или во осуждение.

Что же касается Вашего сожаления, что не во всех храмах так: доброе дело не всегда быстро делается, я думаю, что всё прочтут, всё придет, и очень бы хотелось, чтобы так было.

- Один из наших телезрителей спрашивает, как быть, если после причастия не чувствуешь утешения и радости?

Храм вообще не место для экзальтации, ожидания спецэффектов, каких-то фейерверков, салютов, это определенно не путь православного христианина. Если не чувствуешь радости, она ведь не может быть связана лишь с Причастием, радость - это общий фон жизни христианина. «Непрестанно радуйтесь, всегда благодарите, всегда молитесь», - говорит апостол. Мы почти всегда все это не соблюдаем, но это, по крайней мере, то, на что нужно ориентироваться. У нас немало поводов для горечи, и мы всегда можем ее конкретно локализовать: что-то плохо получилось - из-за этого мы скорбим, вот здесь нас постигла неудача - и мы злимся. Но у нас ведь очень много поводов к радости, в том числе и к духовной. И если ты смотришь на мир Божий не как на какую-то конструкцию, которая для тебя чужая и ты должен укрыться от нее, а как на созданный благим Творцом, то ты многому будешь радоваться: занятиям спортом, красивым закатам, хорошим фильмам - всё есть повод к благодарению.

Архиерей, который полагал меня во дьяконы, приснопоминаемый владыка Питирим (Нечаев), бывший митрополит Волоколамский и Юрьевский, запрещал мне звонить ему по телефону, когда начиналась программа «Время», потому что, говорил, разные бывают события в течение дня и он молился, когда что-то происходило.

Может быть поводом к радости все, что нас окружает. Поэтому если нет утешения, может быть, стоит посмотреть: значит, что-то в наших отношениях с Богом складывается неправильно.

Как правильно и идеально подготовиться к исповеди? Наверное, это немного странный вопрос, но мы уже упомянули, что исповедь не то время, когда можно рассказать о своих взаимоотношениях с родными…

Наверное, можно рассказать о взаимоотношениях с родными, но в определенном ключе - покаянном. Мне кажется, идеальная исповедь будет тогда, когда человек к каждой исповеди отнесется как к последней. Если он исповедуется в чувстве, что у него больше не будет возможности предстать перед Богом и священником, стоящим с Евангелием и крестом у аналоя, и что все, что он хотел бы и смог бы сказать, он может сказать только сейчас и больше никогда, тогда человек скажет все самое важное. Даже не скажет, словно «галочки» на полях поставит, а покается. У нас в этом есть проблема, к сожалению: расползается покаяние и исповедь как церковный акт, который воспринимается как своего рода пропуск к Причастию. А покаяние - это чувство, которое пока для нас недостижимо, как считают многие. Надо собирать это воедино: исповедь должна быть таким актом, в котором ты каешься, приходишь к Господу со склоненной головой и говоришь: «Прими меня как одного из Твоих наемников».

Скажите, нужно ли стыдиться на исповеди? Есть выражение одного старца, что стыдом побеждается дьявол. Понятия «покаяние» и «стыд» близки?

Бесспорно, уверен, что за грех должно быть стыдно, и чувство стыда на самом деле единственное чувство, которое должно быть сопряжено с собственным переживанием личного греха, а грех должен быть тебе отвратителен примерно так же, как если бы ты упал в грязь и вымазался в ней. Грязь тебе неприятна, это неестественное для тебя состояние, нет нужды раздумывать над тем, что делать: ты знаешь, что делать - вымыться. Так и здесь: ты знаешь, что делать, тебе противно, стыдно - ты просишь у Бога прощения.

- У нас не допускают к Причастию людей, пока они не исповедуются…

Не везде и не всегда.

Да, есть разные практики, но традиционно в нашей Русской Церкви сложилась именно такая последовательность: сначала исповедь, потом Причастие. Скажите, правильно ли это? Допустим, в других Церквах такой практики нет. Что это такое? Это какое-то наше особенное благочестие? Это действительно полезно? Потому что часто мы для галочки идем на исповедь, это как пропуск, как турникет, который необходимо пройти, чтобы причаститься. Часто слышишь от разных людей, и об этом пишут в Интернете, что это происходит в силу привычки. Как сохранить в себе это благоговение? Потому что частое причастие действительно очень важно и хорошо. Но ведь можно привыкнуть к этому и потерять именно то, для чего ты приходишь в церковь.

Традиция сопряженности двух таинств действительно существует, и я думаю, те процессы, которые мы сейчас видим, когда люди стараются причащаться чаще, это скорее возврат к Древней Церкви, мы об этом уже говорили в начале нашего разговора. Такое можно только приветствовать, это отвечает и представлению священноначалия (мы видим это по документам) о том, как должна строиться евхаристическая жизнь в Русской Церкви.

Утрата благоговения - проблема более общая, чем относящаяся к исповеди и причастию. Человек начинает обживать церковь как собственную дачу: «я здесь уже стою», «это мое место в храме», «я причащаюсь обычно по четвергам». Утратить чувство благоговения можно ведь даже не входя в храм. Люди, которые объявляют себя христианами, позволяют себе строить суждения о Церкви, даже не дав себе труда ознакомиться с ней, просто по поверхностным публикациям в прессе: вот такой-то священник ездит на такой-то машине… «Ну, все понятно, как у вас в Церкви дело строится». Да ничего не понятно, дай себе труд, как говорит Писание: «Прииди и виждь». А для этого нужны постоянные усилия.

Мне кажется, в том случае, если ты хочешь причащаться чаще, то должен держать в голове идею именно благоговейного служения Церкви, твоя жизнь тогда превращается в приготовление к причастию: ты должен следить за тем, как общаешься с людьми, должен быть профессионально безупречным, должен не оставлять домашнюю молитву, быть доброжелательным в храме - все это часть твоего правила. И наконец, самое существенное: люди, не любящие Церковь, плохо к ней относящиеся, видя тебя, должны сказать: «Интересные люди эти христиане, судя по всему, хорошие». Вот это - часть твоего правила.

- Есть даже такой вид миссионерской деятельности - пример.

По-моему, единственный.

- Да, можно много говорить, но если не соответствуешь тому, о чем говоришь, то это бесполезное дело.

Сейчас принято готовиться к причастию по простой формуле: три дня поста (или кто как считает нужным и как благословит духовник) и вычитать целый блок молитв. Я думаю, этого, скорее всего, недостаточно. Что еще нужно, чтобы действительно достойно подойти к Причастию, приготовиться к нему?

Во-первых, я думаю, что для очень немалого числа людей прочесть столь обширное правило прямо перед причастием нелегко. Знаю, что многие думают так: «Скорее бы это правило вычитать». Мне отвратительно это слово «вычитать», за ним стоит какая-то необходимость поскорее расправиться с данным правилом.

- Опять же, галочка такая.

Да, как галочка: это сделано, вот первый канон пошел, второй… А кому это бормотание, все эти звуки? Это не соревнование на скорость чтения. И я сторонник того, чтобы правило разбивалось на всю неделю. Не нужно идти путем его сокращения - куда уж тут сокращать?

В качестве примера приведу следующее. Мы один раз в году, на Крестопоклонной неделе, служим всенощное бдение полного чина, так, как оно описано во второй главе Типикона. Оно длится около девяти часов, но такое всенощное бдение было привычно нашим благочестивым предкам. Сейчас многие изнывают, если служба длится два-три часа. Если идти путем дальнейшего сокращения, мы встанем перед фактом: давайте прочтем одну молитву, а лучше и ее не будем; а следующим этапом будет пресловутый «Бог в душе»: «А зачем тогда все это нужно, ведь Бог в душе?»

А вот разбить правило по дням недели, прочитать, например, в этот день один канон или акафист, но сделать это с вниманием, с точным пониманием, о чем ты молишься, - это, мне кажется, очень важно. А уже вечером накануне причащения прочесть молитвы ко Святому Причастию. Нужно постараться (это очень трудно, но возможно, и практика это показывает) ни с кем не поругаться, постараться быть добросовестным человеком. Есть какие-то мелкие грешки, которые всегда засасывают (злословие, раздражительность, курение), но хотя бы какое-то время перед Причастием постараться отказаться от этого, и Причастие станет долгожданным, желанным, радостным.

Вопрос телезрителя: «Бог является Творцом материального и духовного мира, но поскольку Он творил и духовный мир, то духовные качества, такие как доброта, любовь, честность, - это творения Божии. У меня вопрос: откуда взялись такие качества, как ненависть, зависть, гордыня? Если вести отсчет времени (их появления) от дьявола, то все понятно, но Денница, еще не будучи дьяволом, воспользовался этими качествами и стал дьяволом. Откуда они исходят?»

Русская философия, очень целомудренная, старается избегать дискуссий на две темы: темы так называемой теодицеи, или оправдания Божия, и темы происхождения зла. Вы задали сейчас вопрос о происхождении зла. Ясно, что в формате телевизионной программы, которая предусматривает не очень продолжительный разговор, мы с Вами не подойдем даже к началу ответа на этот вопрос, но мы можем сказать только одно. Во-первых, я хотел бы Вас поправить, что духовные качества, которые Вы перечислили (доброта, любовь, мир), - это не творение, творение - это тварь, то есть существа, например люди. Мы знаем о том, что ненависть каким-то образом через дьявольскую зависть пришла в мир. Мы можем только с уверенностью сказать, что она не может прийти в мир через волю Божию. Бог не может желать, чтобы мир был злым, чтобы люди друг друга ненавидели, чтобы текла кровь и одни убивали других. Это мы знаем со всей определенностью, и это православный христианин в себе несет.

И другое: святитель Григорий Богослов говорил, что зла как такового вне людей не существует, зло - это то, что человек позволяет делать, когда у него в душе возникает пустота. Зло - это то пространство, которое дьявол занимает в душе, когда оттуда изгоняют Христа, зло не бытийственно, его нет. То, что мы с Вами видим, - действие рук человеческих, эти люди действуют по научению очень опытного тренера, который много тысяч лет упражняется в этом и очень преуспел, к сожалению. Человек способен ему противостоять, потому что дьявол не видит светлой стороны человека и его способности противостоять злу. Я очень люблю приводить слова святителя Иннокентия Московского: «Все видят, как человек падает, но никто не видит, как человек встает».

Человек опустошен, по разным причинам, и он идет причащаться: у него нет мира в душе. Возможно, он с кем-то очень сильно поругался; какие-то проблемы, он исповедовался, но идет к Причастию. Скажите, будет ли это Причастие в осуждение?

Мы с Вами не можем с уверенностью сказать, Господь решит, будет это в осуждение или нет, но мы знаем то, что говорил Христос, и это для нас ориентир: «Не требуют здравые врача, но болящие». Человек говорит: «О, нет, я к Причастию не пойду, я недостоин», - так, под знаменем недостоинства, люди сначала причащались раз в месяц, потом свели до раза в год, а некоторые и еще реже. Никогда человек не будет достоин. Один из святых отцов воевал с этим, говорил: «Вы лучше со своим горьким чувством, страданием, с чувством немощи приходите ко Единому Врачу, чем отговаривайтесь от Него своим недостоинством, которое не исправится и через год вашего мнимого приготовления».

Есть еще такой момент: человек захотел причащаться, может, случайно пришел на литургию, он верующий, но не говел, исповедовался и захотел причаститься тут же, есть такой порыв. Опять может возникнуть преграда: не постился, не прочитал молитвы. Нужно ли причащаться в этой ситуации, несмотря ни на что?

В данном случае мы имеем дело с вопросом, подлежащим дискуссии между самим исповедующимся и священником, который выслушал его исповедь. Это вопрос пастырской совести и совести исповедующегося. Бывают настолько остро критичные ситуации, когда, я совершенно уверен, важно допустить человека до Причастия, даже если не все правило в силу тех или иных причин соблюдено. Бывает, желание человека настолько сильно, что мы можем оттолкнуть его от Церкви - этого надо всеми силами избегать. «Горе будет тому, кто отвергнет одного из малых сих», - говорит Спаситель. Я думаю, здесь еще важно и то, что у каждого разные силы на совершение правила; и обстоятельства, конечно, совершенно разные.

Например, в наш храм ездят люди, живущие за двадцать - тридцать километров, в дальнем Подмосковье. Бывает, например, человек выпьет лекарство, без которого он не может, а то давление подпрыгнет до двухсот, или какие-то ситуации, связанные с диабетом, где по часам надо пить лекарства. Как мы можем в этой ситуации доброму, настоящему христианину воспрепятствовать причаститься? Таблетка встанет между ним и Богом? Священник здесь должен спросить себя: хотел бы Бог, чтобы таблетка встала между Ним и этим причастником?

Вопрос телезрительницы из Подольска: «Моя православная подруга приболела, я очень за нее беспокоилась, звонила ей все время, сегодня весь день звонила, а ее дома нет. Она, оказывается, ходила гулять. Сейчас я ей говорю: "Где ты есть? На сотовый не отвечаешь, я думала, что ты попала в больницу". А она мне отвечает: "Что ты мне пророчишь?" Я грех совершила, так сказав?»

Я Вам отвечу анекдотом, который принадлежит выдающемуся русскому иерарху, святителю Антонию (Храповицкому). Одна дама его спросила: «Владыка, мне сегодня всю ночь снились шляпы. Как Вы думаете, к чему бы это?» Я не рискну сказать точно, что ответил святитель Антоний, но смягчу - он сказал: «К плохой погоде».

Не надо брать в голову, кто и что сказал, мы порой даем дьяволу возможность себя запутать и запугать на ровном месте. Вы не пророчица, слава Богу, и ничего напророчить не можете, а Ваша подруга просто в сердцах сказала эту странную вещь. Разошлись и забыли - самое лучшее дело.

Мне кажется очень важным вопрос о причащении детей. Мы были в детском православном лагере, где детей водили причащать. В какую-то смену была обязаловка, то есть все дети должны были причаститься, а в эту смену никого не принуждали: часть детей ушли в храм исповедоваться, а другие занимались своими делами. И я услышал от ребенка десяти лет такую фразу: «Слава Богу, в этом году причащаться не заставляют». Я был немного в шоке от этого. Как правильно воспитывать в детях отношение к Причастию?

Через чудовищную обязаловку, о которой Вы сейчас рассказали, мы воспитываем поколение атеистов. Не секрет, что в конце XIX - начале XX века существовал такой феномен, когда дети и внуки видных московских и петербургских протоиереев, настоятелей известнейших храмов, становились революционерами и цареубийцами на фоне этой обязаловки. Я уверен, нет ничего более противного Духу Божию, чем заставлять детей участвовать в религиозной жизни. Это означает, что родители ничего не сделали к какому-то условно сознательному возрасту этих детей (к четырем-пяти годам, когда ребенок уже вполне хорошо все понимает).

- То есть винить ребенка ни в коем случае нельзя?

Виновны, конечно, родители. Например, тем, что очень поздно крестят. Я знаю, что практически во всех случаях, если мы крестим ребенка в положенный Церковью срок (по истечении сорока дней), то ребенок радостно принимает таинство. Он еще ничего не понимает интеллектуально, потому что не развита интеллектуальная функция, но он улыбается... Если мы имеем дело с ребенком, которого приводят крестить в четыре-пять лет, он уже противится, плачет, потому что пространство церкви для него чужое.

Известны хрестоматийные примеры, когда родители за то, что ребенок пойдет с ними в воскресенье в церковь, сулят посещение зоопарка или какой-нибудь подарок. Церковь становится мучением, которое нужно вынести и за это получить небольшой приз. Это же противоестественно. Или достаточно взрослому ребенку, когда он причащается, родители говорят: «Скушай сладенькое». Какое сладенькое? Это Тело и Кровь Христовы. Значит, они просто сами не понимают, что делают. Те, кто перегибает палку, заменяют церковью обычное разнообразное детство, в котором есть сверстники, футбол, хоккей и масса вещей, которыми ребенок хочет заняться.

Церковь не может и не должна заменить все это. Необязательно отдавать ребенка в православную команду по хоккею, пусть хоть во дворе им занимается, он от этого не станет хуже. Но в церковь он должен стремиться. Когда его в церковь не берут, это должно быть для него чем-то обидным, огорчающим. Я уверен, что ребенок должен чувствовать себя в церкви своим. Это совершенно не значит (и я против этого), что маленькие дети должны носиться по храму, производя шум и снося все на своем пути, а родители в это время благочестиво молятся, ведь этим они не дают возможность помолиться всем остальным.

Здесь вопрос очень тонкий. Если вы серьезно относитесь к религиозной жизни своих детей, сделайте вначале так, чтобы ребенок бывал в храме на малолюдных службах, например в какой-нибудь будний день, чтобы обживал храмовое пространство, а вы ему потихонечку будете рассказывать о том, что такое храм, о Причастии, читать детскую Библию. Если вы будете талантливо и умно рассказывать, он будет спрашивать, а если будете нудно читать Закон Божий с черно-белыми картинками, он подумает: «Понятно, сейчас они договорят, и я буду заниматься своими делами». И будет заниматься своими делами, тем самым обличая своих родителей.

Как говорит апостол, любовь не раздражается, не завидует, не мыслит своего, всему радуется, всему верит. Исходя из этого, мы себя так и ведем. Если удается побольше побыть в тишине в день причастия, отказаться от какой-то рутинной, повседневной, ненужной суеты, быть в мире с людьми в общении - это и есть хранение себя.

- Благословите наших телезрителей напоследок.

Господи, помогай нам всем в мире принимать Святые Тайны, прибегать к Таинству исповеди покаянным сердцем и быть с Тобой!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела , и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов . Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника. По церковным канонам, к исповеди привлекают с детства, начиная с семилетнего возраста . Верующие исповедуются после основной службы, возле аналоя. Люди, решившие окреститься или обвенчаться также приступают к исповеди перед Богом.

Как часто нужно исповедоваться?

Это зависит от истинного желания человека и его личной готовности открыто говорить о своих грехах. Когда христианин пришел исповедоваться первый раз, это не значит, что после этого он стал безгрешным. Все мы грешим каждый день. Поэтому и осознание своих действий лежит на нас самих. Кто-то исповедуется каждый месяц, кто-то – перед большими праздниками, а кто-то во время православных постов и перед своим Днем рождения. Здесь главное понимание – зачем это нужно именно мне , какой положительной урок это может преподнести мне в будущем.

Как исповедоваться, что говорить?

Здесь важно обращаться к священнику искренне, без ложного стыда. Что значит это утверждение? Человек решивший искренне покаяться, должен не просто перечислять, какие грехи он сотворил за последние время и тем более, тут же искать им оправдание.

Запомните, вы пришли в церковь не для того, чтобы скрыть свои недобрые поступки, а для того, чтобы получить благословление святого отца и начать свою новую, духовную жизнь .

Если вы уже давно хотите исповедоваться, что говорить священнику вы можете заранее спокойно продумать дома. А лучше – записать на бумаге. Положите перед собой «10 Заповедей», вспомните 7 смертных грехов.

Не забывайте, что гнев, прелюбодеяние, гордыня, зависть, чревоугодие также присутствуют в этом списке. Также сюда относится посещение гадалок и ясновидящих, просмотр по телевидению передач неподобающего содержания.

Как надо одеваться на исповедь?

Одеяние должно быть простым, отвечающим всем законам христианства. Для женщин – закрытая блуза, юбка или платье не выше колена, на голове обязательно платок. Для мужчин – брюки, рубашка. Головной убор обязательно снять.

Можно ли исповедоваться дома?

Безусловно, Бог слышит наши молитвы повсеместно и, как правило, прощает нам в случае истинного раскаяния. Однако в церкви мы можем получить ту самую благодатную силу , которая поможет нам бороться с искушениями в последующих ситуациях. Мы становимся на путь нашего духовного возрождения. И происходит это именно во время Таинства под названием — исповедь.

Как исповедоваться первый раз?

Первая исповедь, как и все последующие разы, когда вы решите исповедоваться в церкви, требует определенной подготовки .

Во-первых, вам необходимо настроиться морально . Будет правильно, если вы какое-то время проведете наедине с собой, обратитесь к Господу с молитвой. Также рекомендуется держать пост накануне исповеди. Исповедь – это как лекарство, которое лечит и тело, и душу. Человек духовно возрождается, приходит к Господу через прощение. Можно приступать к исповеди и без причастия, однако ваша вера в Господа должна быть непоколебимой.

Во-вторых, о проведении Таинства исповеди лучше всего договорится заранее . В назначенный день придите в храм на Богослужение, а по его окончанию отправьтесь к аналою, там где обычно и проходит исповедь.

  1. Предупредите священника, что вы будете исповедоваться в первый раз.
  2. Священник прочитает вступительные молитвы, которые служат некоторой подготовкой к личному покаянию каждого из присутствующих (их может быть несколько).
  3. Далее каждый подходит к аналою, где расположена икона или распятие и совершает земной поклон.
  4. После этого происходит личная беседа священника с исповедником.
  5. Когда подойдет ваша очередь, расскажите о своих грехах с искренним покаянием, не вдаваясь в лишние подробности и детали.
  6. Можете записать на листе бумаге то, что вы бы хотели сказать.
  7. Не бойтесь и не смущайтесь — Исповедь дана для того, чтобы обрести Божию благодать, покаяться за содеянное и больше никогда его не повторять.
  8. По окончании беседы исповедник становится на колени, а священник покрывает его голову епитрахилью – специальной тканью и читает разрешительную молитву.
  9. После этого необходимо поцеловать Святой Крест и Евангелие в знак любви к Господу.

Как причаститься в церкви?

Современному человеку также очень важно знать, как причаститься в церкви, поскольку Таинство Причащения к Святой Чаше соединяет христианина с Богом и укрепляет истинную веру в Него. Причащение было установлено самим Божьим Сыном . В Библии сказано, что Иисус Христос благословил и разделил хлеб между Своими учениками. Апостолы приняли хлеб, как тело Господне. Затем Иисус разделил между апостолами вино, и они выпили его, как кровь Господнюю, пролитую за грехи человечества.

Отправляясь в церковь накануне большого праздника или перед своими именинами, необходимо знать, как правильно исповедаться и причаститься. Это духовное таинство играет в жизни человека такую же важную роль, как обряд венчания или крещения. Причащаться без исповеди не полагается , поскольку их взаимосвязь очень сильна. Покаяние или исповедь очищает совесть, делает нашу душу светлой перед глазами Господа. Поэтому причащение следует за исповедью .

Во время исповеди необходимо искренне покаяться и принять решения начать смиренную, благочестивую жизнь по всем христианским законам и правилам. Причащение в свою очередь посылает на человека Божью Благодать, оживляет его душу, укрепляет веру и исцеляет тело.

Как подготовиться к таинству причастия?

  1. Перед причащением необходимо усердно молиться, читать духовную литературу и держать трехдневный пост .
  2. Накануне вечером рекомендуется посетить вечернее богослужение, здесь также можно исповедаться.
  3. В день причащения необходимо прийти на утреннюю Литургию.
  4. После пения молитвы «Отче наш» к алтарю выносят Святую Чашу.
  5. Вначале причащаются дети, затем взрослые.
  6. Подходить к Чаше необходимо очень осторожно, скрестив руки на груди (правая поверх левой).
  7. Затем верующий произносит свое православное имя и благоговейно принимает Святые Дары – выпивает из Чаши воду или вино.
  8. После чего низ Чаши следует поцеловать.

Живя в современном обществе исповедоваться и причащаться время от времени, должен каждый православный человек, желающий очистить свою душу и приблизится к Господу.

Исповедью считается христианский обряд, при котором исповедующийся человек совершает покаяние и раскаивается в своих грехах в надежде на прощение Богом Христом. Спаситель сам установил это таинство и сказал ученикам слова, которые записаны в Евангелии от Матфея, гл. 18, стих 18. Также об этом говорится в Евангелии от Иоанна, гл. 20, стихи 22 – 23.

Таинство исповеди

Со слов святых отцов, покаянием еще считается вторым крещением. Человек во время крещения очищается от греха первородного, который передался всем от первых прародителей Адама и Евы. А после обряда крещения при покаянии происходит смывание личных . Когда человек осуществляет таинство покаяния, он должен быть честен и осознавать свои грехи, чистосердечно раскаиваясь в них, и не повторять греха, веря в надежду на спасение Иисусом Христом и Его милосердие. Священник читает молитву и происходит очищения от грехов.

Многие, кто не желают раскаяться в своих грехах, часто говорят, что не имеют грехов: «Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, значит, мне и раскаиваться не в чем?» Об этом говорится в первом Послании Иоанна в первой главе, стих 17 - «Если мы говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это значит, что греховные события случаются каждый день, если вникнуть в суть Божьих заповедей. Существуют три категории греха: грех против Господа Бога, грех против близких и грех против себя.

Перечень грехов против Иисуса Христа

Перечень грехов против близких

Перечень грехов против себя

Все перечисленные грехи разделяются на три категории , в окончательном счете, все это против Господа Бога. Ведь осуществляется преступление Им созданных заповедей, следовательно, происходит прямое оскорбление Бога. Все эти грехи не дают положительных плодов, а наоборот, душа от этого спасена не будет.

Правильная подготовка к исповеди

К таинству исповеди необходимо подготавливаться со всей серьезностью, для этого следует заняться преждевременной подготовкой. Достаточно вспомнить и записать на лист бумаги все содеянные грехи, а также прочесть подробную информацию о и таинстве исповеди. На обряд следует взять листок и перед процессом снова все прочесть. Этот же лист можно отдать духовнику, но тяжелые грехи должны быть произнесены вслух . Достаточно рассказать о самом грехе, и не перечислять длинных историй, например, если в семье происходит вражда, и с соседями, следует осуществить покаяние в основном грехе - осуждение соседей и близких.

В этом обряде духовника и Бога не интересуют многочисленные грехи, важен сам смысл - чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сокрушенное сердце. Исповедь - это не просто осознание своих греховных прошлых дел, но и рвение смыть их c себя . Оправдание себя в грехах - это не очищение, это недопустимо. Старец Силуан Афонский говорил, что если человек возненавидел грех, то и Бог просит эти грехи.

Это будет отлично, если человек из каждого прошедшего дня будет делать выводы, и каждый раз истинно раскаиваться в грехах, записывая их на бумагу, а для серьезных грехов необходимо исповедоваться перед духовником в церкви. Незамедлительно следует попросить прощения у людей, которым была нанесена обида словом или делом. В православном молитвослове есть правило - Покаянный канон, который нужно усиленно читать по вечерам перед самим таинством исповеди.

Важно узнать распорядок храма, в какой день можно исповедоваться. Существуют множество храмов, в которых проходит ежедневная служба, там же проходит и ежедневное таинство исповеди. А в остальных следует узнать о расписании церковных служб .

Как исповедоваться детям

Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди. Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом. Желательно за несколько дней настроить детей на таинство , пример - чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.

После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.

Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:

Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях. Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей - за него не стоит записывать. Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.

Как исповедоваться в церкви

Исповедь приходится на утреннее и вечернее время суток. Опаздывать на такое событие считается неприемлемым. Группа раскаивающихся начинает совершать процесс с чтения чинопоследования. Когда священник начинает спрашивать имена участвующих, которые пришли на исповедь, отвечать нужно не громко и не тихо. Опоздавшие не принимаются на исповедование . В окончании исповеди священник повторно читает чинопоследование, принимая таинство. Женщины во время естественного месячного очищения не допускаются к такому событию.

Вести себя в храме нужно достойно и не мешать остальным исповедующимся и священнику. Не допускается смущение пришедших на это дело людей. Не нужно исповедовать одну категорию грехов, а другую оставлять не потом. Те грехи, которые были названы в прошлый раз, не перечитываются вновь. Совершать таинство желательно у одного и того же духовника . В таинстве человек раскаивается не перед духовником, а перед Господом Богом.

В больших церквях собирается множество кающихся и в этом случае используется «общая исповедь» . Суть в том, что священник произносит общие грехи, а исповедующиеся раскаиваются. Далее под разрешительную молитву обязан подойти каждый. Когда исповедь проходит первый раз, не стоит приходить на такую общую процедуру.

В первый раз следует посетить частную исповедь , если таковой нет, то на общей исповеди необходимо занять последнее место в очереди и послушать, что говорят на исповеди священнику. Желательно объяснить всю ситуацию священнику, он скажет о том, как исповедоваться первый раз. Далее происходит истинное раскаяние. Если в процессе раскаяния человек умолчал о грехе тяжком, то он прощен не будет. В конце таинства человек обязан после прочтения разрешительной молитвы поцеловать Евангелие и крест, которые лежат на аналое.

Правильная подготовка к причастию

В дни говения, которые длятся семь дней, устанавливается пост. В рацион питания не должны входить рыбные, молочные, мясные и яичные продукты . В такие дни не должны совершаться половые акты. Необходимо учащенно посещать церковь . Читать Покаянный канон и соблюдать молитвенные правила. Накануне таинства необходимо прибыть на службу вечером. Перед сном следует прочитывать каноны Архангела Михаила, Господа нашего Иисуса Христа и Матери Богородицы. Если такой возможности нет, такие молитвенные правила можно сместить на несколько дней в течение говения.

Дети тяжело запоминают и воспринимают молитвенные правила, поэтому следует выбрать то количество, которое станет по силам, но обсуждать это нужно с духовником. Для подготовки постепенно нужно увеличивать количество молитвенных правил . Большинство людей путают правила исповеди и причастия. Тут необходимо подготавливаться поэтапно. Для этого стоит попросить совета у священника, который подскажет о более точной подготовке.

Таинство причащения осуществляется натощак , не стоит употреблять еду и воду с 12 часов, также нельзя курить. Детей до семи лет это не касается. Но их к этому нужно приучать за год до взрослого таинства. Следует прочитать утренние молитвы и для Святого Причащения. При утренней исповеди необходимо прибыть в нужное время без опозданий.

Причастие

Таинство установил Господь Бог в часы Тайной вечери, когда Христос преломил с учениками хлеб и распил с ними вино. Причастие помогает войти в Царство небесное , поэтому непостижимо разуму человека. Женщинам нельзя посещать причастие в накрашенном виде, да и в обычные воскресные дни следует стереть с губ попаду. В менструальные дни женщины не допускаются к Таинству , а также те, кто недавно родили, для последних нужно прочитать молитву сорокового дня.

Когда священник выходит со Священными Дарами, участники обязаны сделать поклон . Далее нужно внимательно слушать молитвы, повторяя про себя. Затем следует сложить крестом руки на груди и подойти к чаше. Первыми должны идти дети, затем мужчины, а потом женщины. Возле чаши произносится свое имя и тем самым, причастник принимает Дары Господа. По причастии диакон обрабатывает губы с помощью плата, далее нужно поцеловать край чаши и подойти к столу. Тут человек принимает запивку и употребляет просфорную часть.

В конце участники слушают молитвы и молятся до окончания богослужения. Затем следует подойти к кресту и внимательно слушать благодарственную молитву. В конце все расходятся домой, но в церкви нельзя говорить пустых слов и мешать друг другу. В этот день себя нужно вести достойно и не осквернять свою чистоту греховными делами.