Анализ результатов испытуемый 1 сложные аналогии. Тест сложные аналогии описание методика предложенная э

В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях - в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других. делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят. Методика "Сложные аналогии" - одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.

Для чего используется методика?

Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.

Методика "Сложные аналогии" способна выявлять такие как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством - нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.

Описание стимульного материала

Методика "Сложные аналогии" имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей. Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре "Бодрый-вялый" присутствует противопоставление, эти слова - антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра. В данном случае паре соответствует шифр "Свет-темнота".

"Сложные аналогии", методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой - буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.

  • Шифр А обозначает логическую связь "один-множество" или "один - совокупность единиц", например, "глава-роман".
  • В шифре Б второе слово показывает, к какому классу явлений или предметов относится первое. Например, "пение-искусство".
  • Шифр В указывает на 2 слова, принадлежащих к одному классу, но второе больше по масштабам, чем первое. Например, "Море-океан".
  • Шифр Г представлен противоположными понятиями, например, "похвала-брань".
  • В шифре Д второе слово является последствием первого, например, "испуг-бегство".
  • Шифр Е - синонимы, например, "плакать-реветь".

Процедура проведения исследования

Методика "Сложные аналогии" предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: "Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке. В правой - 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице "Шифр" найти наиболее подходящую ей. После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы "Шифр". На всю работу у Вас 3 минуты.

В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.

Методика "Сложные аналогии": интерпретация результатов

После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов - 0, 5 правильных ответов - 12-14, 9 попаданий - 19-20 баллов.

Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.

Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.

Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика "Сложные аналогии" не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.

Шкалы: уровень развития мышления

Назначение теста

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание теста

Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция к тесту

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».

Тест

Шифр

A. Овца - стадо
Б. Малина - ягода
B. Море - океан
Г. Свет - темнота
Д. Отравление - смерть
Е. Враг - неприятель

Пары слов

1. Испуг - бегство
2. Физика - наука
3. Правильно - верно
4. Грядка - огород
5. Пара - два
6. Слово - фраза
7. Бодрый - вялый
8. Свобода - воля
9. Город - страна
10. Похвала - брань
11. Месть - поджог
12. Десять - число
13. Плакать - реветь
14. Глава - роман
15. Покой - движение
16. Смелость - геройство
17. Прохлада - мороз
18. Обман - недоверие
19. Пение - искусство
20. Тумбочка - шкаф

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ Д Б Е А Е А Г Е В Г
Вопрос 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ Д Б Е А Г Е В Д Б В

Обработка и интерпретация результатов теста

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Оценка в баллах Количество правильных ответов
9 19
8 18
7 17
6 15
5 12-14
4 10-11
3 8-9
2 7
1 6

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость - скупость», «прохлада - мороз».

Источники

Сложные аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.131-133.

Школьное обучение предполагает усвоение большого объема теоретического материала и применение полученных знаний на практике. При этом от ребенка требуется максимум внимания и способность мыслить логически. Безусловно, эти качества формируются и совершенствуются постепенно. Но до начала обучения педагогам необходимо оценить уже имеющийся уровень их развития, чтобы по результатам провести определенную коррекцию. Сегодня одним из самых точных, быстрых и объективных способов диагностики мышления младших школьников является методика «Простые аналогии».

Об авторе

В середине прошлого столетия американский психолог Уильям Гордон предложил создание аналогий в качестве способа развития Тест был разработан для взрослых людей. Однако его диагностическая точность настолько понравилась педагогам и психологам, что они решили адаптировать методику для детей. Совместные усилия специалистов нескольких стран значительно упростили тест, внеся в него существенные качественные изменения.

В настоящее время в российских школах активно применяется методика «Простые аналогии». Автор ее однозначно не назван. Однако отечественные педагоги следуют технике выполнения теста, подробно описанной в учебнике по возрастной психологии для вузов И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Цель методики

Диагностика мышления младших школьников имеет несколько ориентаций:

  • Проверить, как быстро и точно ребенок способен установить причинно-следственные связи между объектами.
  • Оценить его критическое восприятие информации и уровень ассоциативных связей.
  • Установить степень врабатываемости ребенка в новый материал.
  • Оценить устойчивость, концентрацию, распределение и

Немаловажной целью, которую преследует методика «Простые аналогии», является и установка доминирующего типа мышления, или концептуальных связей между объектами, которые ребенок использует при решении задач. Это может быть опора на внешнее сходство или вывод из сути понятия (логическое мышление).

Описание

Классически данный тест представлен на отпечатанном бланке с 32 пунктами. Каждая позиция включает два слова, которые имеют определенную логическую связь между собой. Эта пара выступает как образец. Рядом дано еще одно слово, к которому по примеру необходимо подобрать ассоциацию по аналогии. Процесс подбора происходит из вспомогательных слов, приведенных чуть ниже. При этом логическая связь должна быть оправдана самой аналогией, приведенной в образце.

Например: солнце - панама, дождь - …?

Из слов «вода», «холод», «лужи», «зонт» прочной логической связью обладает последнее слово. Так как аналогией здесь является «защита». Человек от солнца защищается панамой, от дождя - зонтом.

Методика «Простые аналогии» для младших школьников может проводиться индивидуально или в группе. При групповом тестировании детей сажают по одному, предупреждая тем самым списывание у соседа.

В отношении времени также существует два варианта: с ограничением (две-три минуты на вопрос) и без него. Временные рамки педагог может установить только со ссылкой на психические и физиологические особенности ребенка.

Инструкция

Методика «Простые аналогии» имеет четкую инструкцию проведения тестирования и предполагает четыре этапа:

  • Подготовка. Сначала педагогу необходимо на доске разместить два сигнальных образца. Задания подобны тем, что в бланках, но не аналогичные. Затем детям раздают бланки с комментарием о подписи каждого (фамилия, имя).
  • Тренировка. Теперь внимание детей переключается на доску и происходит объяснение задания. Сначала дети пробуют провести подбор ассоциации устно.
  • Выполнение теста. После напутствия педагога на внимательное прочтение образца в бланке дети приступают к письменному выполнению. Для уточнения задания можно совместно разобрать первую позицию. Например: «медведь - медвежонок». Педагог должен сделать акцент, что речь идет о животных и их детенышах. Значит, ассоциацией к слову «лошадь» по данной аналогии будет «жеребенок».
  • Подсчет результатов. На этом этапе происходит сбор и проверка бланков. Оцениваются работы в соответствии с рекомендованными критериями теста.

К важным моментам проведения можно отнести объяснение педагога того, как правильно заполнять бланк. Ставить галочку напротив правильного ответа или подчеркивать его. Это необходимо, чтобы ребенок не путался и не терял времени на решение.

Если в группе есть медлительный малыш, то педагогу стоит чаще подходить к нему во время выполнения теста, но только для того чтобы приободрить или разъяснить вопрос, а не помогать отвечать правильно.

Интерпретация

Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии». Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

  • при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко;
  • при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
  • при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
  • при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков.

При низких показателях коррекция внимания и логического мышления обязательна. Такие занятия помогут ребенку в дальнейшем обучении, значительно повысив уровень его развития.

Сложные аналогии

Для детей, получивших максимальный балл, может быть проведен тест по сложным аналогиям. Принцип установки связи остается тем же, усложняется лишь система выполнения заданий. Теперь ребенок должен распределить типы аналогий по группам. Подбор ассоциаций не требуется.

Методика «Простые и сложные аналогии» - это самый эффективный и быстрый способ сегодня проверить и внимания у школьников с целью обеспечения качественного образовательного процесса.

Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: "На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.


Материал:

А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан.

Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель.

1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е

2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е

3. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е

4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е

5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е

6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е

7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е

8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е

9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е

10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е

11. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е

12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е

13. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е

14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е

15. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е

16. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е

17. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е

18. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е

19. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е

20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е


Ключ:

Анализ результатов.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Английский педагог и философ ХVIII века Джон Локк

Приём был предложен психологом и психиатром Э.А. Коробковой, работавшей с детьми с отклонениями в психическом и физиологическом развитии. Цели методики заключаются в определении:

  • способности ребёнка устанавливать логические связи разного характера (и сложные, и простые) между понятиями;
  • возможности понимать абстрактные связи между явлениями.

Суть диагностики заключается в том, что испытуемый получает бланк с 40 словами, находящимися в определённой связи и объединёнными в пары, а также 12 словами, относящимися к шифру, в котором в качестве образца указаны пары с конкретными типом логических отношений:

  • собирательным («овца - стадо»);
  • видовым («малина - ягода»);
  • количественным («море - океан»);
  • антонимичным («свет - темнота»);
  • причинно-следственным («отравление - смерть»);
  • синонимическим («враг - неприятель»).

Тест можно применять в работе с детьми, достигшими 13–14 лет, конечных возрастных ограничений для использования приёма нет.

Процедура проведения диагностики среди школьников

Исследование рекомендуется проводить в индивидуальной форме, но допускается и групповой вариант тестирования. В обоих случаях диагностика подразумевает письменную форму ответов. На работу с бланком теста выделяется 4–5 минут.

Алгоритм проведения исследования:

Файлы: Материалы к тесту

Анализ и интерпретация результатов

Проверив результат подростка по ключам, экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов, соответствующих образцу, и выставляет оценку по десятибалльной шкале:

Интерпретируется результат так:

  • 10 баллов - ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Что касается устного комментария ребёнка при индивидуальной форме проведения, то он имеет важное значение для диагностики нарушений мыслительного процесса, заключение о характере которых может делать только специалист по возрастной психологии с целью разработки индивидуальной программы коррекции.

Методика «Сложные аналогии» позволяет сделать выводы о том, насколько хорошо ребёнок может выстраивать разного рода логические связи между явлениями и понятиями. Эти результаты имеют большую ценность для определения интеллектуального уровня подростка, а также его соответствия возрастным нормам. По итогам теста психолог может предложить индивидуальную программу коррекции в случае необходимости.