Анашкина Наталья Владимировна.
МКОУ БГО Ульяновская СОШ
Борисоглебский городской округ, Воронежская область.
Урок-практикум по теме «Правописание корней с чередованием»
Цель:
Обобщение и систематизация знаний о правописании слов с чередующимися гласными в корне на новом качественном уровне с учётом требований образовательного стандарта и выработка навыков правописания корней с чередованием при подготовке к ОГЭ в 9 классе.
Задачи:
Формировать навыки работы со словом, в том числе при условии, когда лексическое значение слова является одним из условий грамотного написания слов с чередованием;
умение систематизировать предложенный материал, создавать алгоритмы выполняемых заданий; создавать кластеры;
строить развёрнутое высказывание по предложенной теме;
целенаправленная работа по развитию речи.
Оборудование занятия:
Распечатки занятия в сокращённом варианте, обобщающая таблица «Чередующиеся гласные в корнях слов», учебник, презентация.
Стадия вызова.
I . Объяснительный орфографический диктант. Обозначьте условия выбранной буквы. (слайд № 3)
I. З…ря разг…рается, прекр…тить работу, восст…новить завод, пор…вняться с домом, опытный пл…вец, нак…сить травы, прик…саться к печи, пл…вучий дом отдыха, прик…снуться к знаниям, решить ур…внение, отр…сль промышленности, юная пор…сль, вск…чить на ноги, подск…кать к дому, подр…нять волосы, зар…стать травой, пром…кнуть написанное, изл…жить на бумаге, изл…гать материал, заниматься р…стовщичеством, пром…кательная бумага, выр…вняться в росте, нак…чать мяч, отск…чить от огня, приг…релое молоко, претв…рить в жизнь, предв…рительное условие, ярко разг…ревшийся костёр, отд…лённые местности, плодородная д…лина, степная р…внина, оз…рённый пламенем.
1) проверьте себя по ключу № 1 (слайд 4).
2) сделайте работу над ошибками. Сформулируйте правило о написании корней с чередованием.
Стадия осмысления.
II . Систематизация написания корней с чередованием.
Самостоятельная работа.
Подготовьте сообщение по теме: « Правописание безударных гласных в корнях с чередованием. Буквы е – и в корнях с чередованием» (слайд 5).
После корня суффикс А нет суффикса А
ПОДБИРАТЬ ПОДБЕРУ
ЗАМИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ
ОТТИРАТЬ ОТТЕРЕТЬ
РАССТИЛАТЬ РАССТЕЛИТЬ
ПОДЖИГАТЬ ПОДЖЕЧЬ
БЛИСТАТЬ БЛЕСТЕТЬ
ЗАЖИГАТЬ ЗАЖЕЧЬ
ОПИРАЛИСЬ ОПЕРЕТЬСЯ
III . Рассмотрите таблицу «Чередующиеся гласные в корнях слов».
! Написание гласной зависит от ударения
1. В корне гор- - гар-
2. В корне зор- - зар- в безударном положении пишется а
3. В корне клон- - клан- в безударном положении пишется о
4. В корне твор- - твар- в безударном положении пишется о
заг"а р, уг"а р - заго р"елый, го р"еть и др. Исключения: выг а рки, изг а рь
з"а рево, з"орька - за рн"ица - оза р"ять и др.. Исключение: з о рев "ать
кл"а няться, покл"о н - покло н"иться, покло нение и др
тв"о рчество - тво р"ить, тво р"ец. Исключение: утв а рь
! Написание гласной зависит от наличия суффикса а
В корне кас- - кос- : касаться, касательная и др.
В корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-,
пер- - пир-, тер- - тир-, жег- - жиг-, стел- - стил-,
чет- - чит- пишется и , если за корнем следует суффикс а
сжи - г а ть, рассти ла ть, вычи та ть и др.
В корнях с чередованием а(я) - им, ин.
коснуться, прикосновение и др.
уде ру, уме реть, запе реть, сте реть, ле стеть, выже гший, выче т, рассте лить и др.
Исключение: соч е т а ть, соч е т а ние
сжа ть - сжи ма ть, поня ть - пони ма ть,
нача ть – начи на и др.
! Написание гласной зависит от последующей согласной
1 . В корне лаг- - лож- предла гать, прила гательное и
др.
2. В корне раст- - рост-
3. В корне скак- - скоч-
предла гать, прила гательное и
предло жить, предло жение и др.
др.
Исключение: полог
расти, нара щение Исключение: отр а сль, р о с ток, р о стовщик, Р о стов
выро сший, заро сль, поро сль и др.
подска кать, скакать и др.
выско чить, вско чить, подскочить и др. Исключение: ск а чок, ск а чу
! Написание гласной зависит от значения корня
Корень плов- - только в словах пловец, пловчиха;
корень плыв- - в слове плывуны
В остальных словах - корень плав-, например: плавать,
поплавок и др.
Корень равн- - в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравняться Исключение: равняйсь, равнение, равнина
Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой,
гладкий», например: заровнять, ровесник, сровнять, уровень.
Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным)
Корень мак
- значение «погружать в жидкость»,
например: макать сухарь в чай; обмакнуть перо в чер
нила и др.
Корень мок- - значение «пропускать жидкость», например: вымокнуть под дождём; непромокаемый плащ и др.
Сообщение ученика.
- При написании гласных в словах: примерять платье, примирять врагов, замирать от восторга, замереть от страха мы руководствуемся такими правилами: « В данных словах мы имеем корни, которые звучат и парами пишутся одинаково, это корни -мер- -мир-. Но при написании слов мы должны руководствоваться разными правилами: в словах примерять (платье), примирять (врагов) мы используем правило написания безударных гласных в корнях примерять - мерка, примирять - мир); в словах замирать (от восторга), замереть (от страха) мы используем правило правописания гласных, чередующихся в словах: если после корня идет суффикс -а - пишем и (замирать), нет суффикса -а- - пишем е (замереть).
Обратим внимание на слово подростковый. Почему в этом слове пишется буква о? Это слово образовано от слова подросток, в котором гласная о ударная. Такое написание сохраняется и в производных словах.
III . Обобщение и контроль.
Запишите словосочетания, графически объясните условия выбора выбора гласной в корне (проверим по слайду № 6)
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:
соч...тать, оз...рять, изл…гать, взр...слеть, приг...реть, пл...вучий, пром...кашка. (слайд № 7)
3. Составьте и запишите небольшой текст о природе родного края, используя слова по изучаемой теме. Правописание слов с чередующимися гласными объясните (слайд № 8)
4. Самостоятельно сделайте кластер « Корни с чередованием» (слайд 9)
Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов, обозначьте орфограммы:
Сотв…рить, тв…рец, р…вновесие, разг…ревшийся, отр…стить, бл…стать, заст…лать, прик...саться, к...сательная, прил…гательное, изл…гать, возл...жить, заг...рать, заг...реть, пл...вучий, спл...влять, з...рница, нар...стание, выр...стить, ра...внина, ур..внение, пор...вняться, подр...внять, обм…кнуть, пром...кать, попл...вок.
Составьте словосочетания (вид связи – управление).
Проверьте написанное по ключу (слайд № 11).
Рефлексия (слайд № 12)
Что на уроке вам особенно понравилось?
Какая информация оказалась для вас новой?
Как оцениваете свою работу на уроке, всё ли у вас получилось?
Полезен ли материал урока при подготовке к экзамену?
подготовить развёрнутый ответ по теме урока;
составить словарную диктовку;
сочинение – миниатюра о природе родного края с максимальным использованием слов с чередующимися гласными.
Лев Владимирович Щерба
- Всю жизнь он уделял время разработке вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы.Его помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.
- Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.
- «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»
- - Что изучает морфология, орфография?
- - Что такое орфография?
- Гореть, загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.
- Тема урока: «Чередование гласных в корнях слов»
- ТвОрение, блИстательный,
- зарОсли, обмАкнуть, стЕлить, клОниться, рАстение.
- - Что объединяет эти слова? В чем различие?
- - На какие группы, в соответствии с какими принципами мы можем разделить эти слова.
- Пл..вец Р..стислав.
- Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.
- С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.
- Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь, которую нам..чила роса.
- Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»
- Поле игры - лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.
- Задание:
- Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив каждое слово буквами «П», «З» или «Ч».
- Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой – непроверяемые, еще в одной – чередующиеся.
- Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении с другой стороны вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.
- Победителя станет тот, кто первым прочитает фразу.
- СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение, приговор),1) изречение нравоучительного характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название судебного решения, приговора.
- АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement)- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный - предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.
- ДЕМАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. - вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.
- Демагогия - высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.
- ОБОНЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств.
- ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
- КАНОНАДА (франц. canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.
- Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она?
- Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?
- Над чем необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?
- На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?
- 1) Выучите все корни с чередующейся гласной.
- 2) Составьте небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10 слов на данную орфограмму.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Презентацию на тему "Чередование гласных в корнях слов" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Чередование гласных в корнях слов.
(Повторение и обобщение изученного. Подготовка к ЕГЭ.)
Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна. 2011 г.
https://cloud.prezentacii.org/14/07/1783/images/thumbs/screen3.jpg" alt="1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – и" title="1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – и">
Слайд 3
1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – ин - а, я: снимать – снять. ____________________________
2) Кос – кас. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «а»: касаться – коснуться.
Выбор гласной зависит от суффикса «а».
Слайд 4
Уб…раю комнату – уб…ру комнату, отп…рать замок- отп…реть замок, зам…реть от восторга – зам…рать от восторга, раст…реть сахар в ступке – раст…рать сахар в ступке, уд…рает без оглядки – уд…рёт без оглядки, разж…гать костёр – разж…чь костёр, выч…тать одно число из другого – выч…сть одно число из другого, редкое соч…тание – соч…тать краски, рассч…тать – расч…т, расст…лать скатерть – расст…лить скатерть, бл…стеть на небе – бл…стать на небе, пожать руки – пож…мать руки, прокл…нать кого – нибудь – проклясть кого – нибудь, занять позицию – зан…мать позицию… Прик…саться – прик…снуться, соприк…сновение – соприк…саться, к…сательная, к…сание.
Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил.
Кос – кас.
Слайд 5
3) Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд. Без ударения пиши «о»: кланяться – поклониться. Искл.: утварь, выгарки, изгарь, пригарь… ___________________________ 4) Зар – зор. Без ударения пиши «а»: зарница- зорька. Искл.: зоревать.
Выбор гласной зависит от ударения.
Слайд 6
Скл…ниться над ручьём, скл…няться над водой, накл…нить голову, накл…няться над чертежом, прекл…няться перед кем – нибудь, откл…нение в сторону, кл…няться, прекл…нить колена, покл…н; Затв…рять дверь, чудесное тв…рение, раств…рить окно, кухонная утв…рь, тв…рчество, затв…рять ворота, нераств…римые вещества, раств…ритель металлов; Оп…здать на работу, прип…здниться на работе, часто оп…здывать на работу, п…здний вечер, оп…здавший ученик; Хорошо заг…реть, заг…рать на берегу моря, медленно сг…рать, сг…реть дотла, двигатель внутреннего сг…рания, заг…релый юноша, дог…равший костёр, красивый заг…р, выг…рки; Оз…рять пламенем, оз…рить солнцем, оз…рённый луной, яркие з…рницы, утренняя з…ря, з…ревать на лугу, з…рянка.
Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд.
Зар – зор.
Слайд 7
5) Скак – скоч. Перед «к» пиши «а», перед «ч» - «о»: скакать – вскочить. Искл.: скачок, скачи, скачу. Запомнить: заскочи на часок (от « заскочить») – заскачи по комнате от « заскакать»); перескочу через яму (от «перескочить») – перескачу (обгоню) (от «перескакать»). _________________________________ 6) Раст – ращ – рос. Перед «ст», «щ» пиши «а»: растение, выращенный, водоросли. Искл.: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, прорость и все производные от этих слов (росток – ростковый – выростковый). Запомнить: на вырост. _________________________________ 7) Лаг – лож. Перед «г» пиши «а», перед «ж» - «о»: предлагать – предложить. Искл.: полог.
Выбор гласной зависит от последую-щей согласной.
Слайд 8
1) Он вск…чил и с волнением начал рассказывать о случившемся. 2) Ск…куны мчались по прерии, и их гривы развевались на ветру. 3) Медведь быстро и ловко, ск…чками, помчался за ним. 4) Первую рытвину проск…чили благополучно, вторую тоже… 5) Ск…кать на лошади он умел с детства. 6) Вск…чив в вагон, он замахал нам рукой. 7) Заносчивый выск…чка, он на всех смотрел свысока. 8) Подск…чив от неожиданности, она села и с недоверием стала смотреть на меня. 9) Ск…чи во весь опор. 10) Надо выск…чить за ворота и, добежав до колокола, бить в набат.
Скак – скоч.
Слайд 9
1. Выр...сший щенок уже не грызёт обувь. 2. В школьном возр...сте я серьёзно занимался плаванием. 3. Чужие дети р...стут быстро и незаметно. 4. Машиностроение - важная отр...сль промышленности. 5. Из-под земли появился тонкий р...сток. 6. Мать-и-мачеха - это лечебное р...стение. 7. Чтобы выр...стить дерево, нужны годы. 8. Саженцы подр...сли. 9. Близнецы подр...стали и всё меньше становились похожи друг на друга. 10. Р...стовщик - человек, дающий деньги в долг под проценты.
Раст -, ращ -, рос-.
Слайд 10
1) Наши дела сл…жились блестяще. 2) Эта книга дана в качестве прил…жения. 3) За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. 4) Посмотрим, что нынче творится под пол…гом вражеской тьмы! 5) Надо изл…гать свои мысли ясно и кратко. 6) Имя прил…гательное обозначает признак предмета. 7) На ученика возл…жили обязанности старосты кружка. 8) Пол…гаю, что он прав. 9) От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. 10) Прил…жение – это особый вид определения.
Лаг – лож.
Слайд 11
8) Мак – мок. Мак – погружать в жидкость (обмакнуть кисть в краску). Мок – пропускать (или не пропускать) жидкость, терять качества (промокать под дождем). __________________________ 9) Равн – ровн. Равн – одинаковый, равный (сравнять счет). Ровн – гладкий, ровный (заровнять канаву, подровнять волосы). Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень.
Выбор гласной зависит от смысла.
Слайд 12
Обувь пром…кает, обм…кнуть блин в сгущёнку, хорошая пром…кашка, непром…каемое пальто, вы` м…кать всю жидкость, разм…ка`ть в луже, пром…кну`ть написанное. Держать р…внение в рядах, р…вномерное движение, разр…внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр…внять кусты сирени, увеличить ур…вень производства, р…вняться на передовиков, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар…внять канаву, великолепная р…внина, разделить пор…вну.
Мак – мок. Равн – ровн.
Слайд 13
Слайд 14
Пл…вцы, попл…вок, распл…влять, пл…вка, пл…вучесть, пл…вчиха, пл…вуны, пл…вучий, спл…вной, жук – пл…вунец.
Плав – плов. ы
Слайд 15
Слайд 16
Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста, заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.