Церковь троицы живоначальной в коньково. История Храм живоначальной троицы в беляево расписание

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 98-99

Церковь Преподобного Сергия в селе Конькове

Профсоюзная ул., 116

"Владельцы села: первой его половины - Тологановы - 1627-1710; Голицыны - 1710-1757; А. Н. Зиновьева - 1766; дворцовое - 1769; второй половины - Безобразовы - 1627; Головкины - 1689-1752; М. М. Воронцов - 1752-1767; И. Н. Зиновьева - 1767".

"Церковь Сергия преподобного в Конькове выстроена в 1694 г. Второй ярус колокольни и трапезная 1808 г. Ограда 1831 г. Внутреннее убранство начала XIX в." ( - т.е. в 1928 г. храм был еще действующим - П. П.).

"Левый придел Положения Ризы Богоматери во Влахерне, 1818 г. Правый придел св. Филиппа митрополита, 1848 г.

Хотя церковь построена в 1694 г., дань с нее стали брать уже с 1682 г. До 1772 г. она была домовой, а с 1772 г. стала приходской".

"От старинной усадьбы Коньково сохранились остатки парка и небольшая усадебная церковь 1694 г. Владельцы села возвели трехчастную церковку, по композиции напоминающую надвратный Покровский храм Новодевичьего монастыря, однако без глав на алтаре и притворе. Церковь замечательна белокаменной резьбой деталей наружного убранства. Храм Конькова - один из привлекательнейших образцов русского каменного зодчества конца XVII в.".

В 1967 г. внутри храма помещался склад. В 1980 г. склада уже не было, в помещении церкви царил полный разгром, двери стояли отверсты и среди голых стен гулял ветер. Глав нет, колокольня сломана до I яруса. Штукатурка и белокаменная резьба осыпалась. Вокруг стоял деревянный забор. Крыша прохудилась. Церковь производила впечатление отчаянного разорения, хотя и числилась на государственной охране под № 402.

Остатки парка уничтожены при новом строительстве по Профсоюзной улице. До 1972 г. через дорогу от храма стоял каменный обелиск середины XVIII в. - М. Ильин предполагал, что он был установлен в ознаменование намерения поставить в Конькове дворец, в связи с переходом имения в дворцовое ведомство. Ныне обелиск перенесен в Донской монастырь.

В 1989 г. собирались передать храм под лабораторию, рядом рыли шахту метро, что вызвало возражения общественности. Наконец, в 1990 г. церковь вернули верующим, и ее восстановлением деятельно занялся реставрационный кооператив "Истарх", воссоздавший внутреннее и внешнее убранство, ограду, решетки и кресты. Службы возобновились с 1991 г.

"В 1994 г. церкви передан прилегающий участок земли, площадью 0,25 га".

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 38.

Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание церкви во имя преп. Сергия Радонежского чудотворца в селе Сергиевском, Конькове тож. М., 1895. 20 с.

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 195-196.

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 159.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1974. С. 77. № 379.

Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 45-61.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 516; Вып. 5. С. 231.

Городские вести (прил. к "Веч. Москве"). 1994. № 14.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Московский храм во имя Живоначальной Троицы в Конькове (Андреевское благочиние Московской епархии).

Поселение с усадьбой известно с начала XVII века. Домовый храм в стиле «нарышкинское барокко» был построен в – годах - либо Г. И. Головкиным, либо окольничим С. Ф. Толочановым. Изначально главный престол был освящен в честь преподобного Сергия , приделы – в честь Ризоположения и святителя .

В г. Троицкая церковь с. Конькова была разрушена французами отступавшими по старой Калужской дороге и, вследствие невозможности поправки, в г. с разрешения Московского епархиального начальства была до основания разобрана; оставшийся материал от Троицкой церкви употреблен на устройство колокольни, ограды со святыми воротами и церковной сторожки при храме с. Сергиевского. Утварь и земля также были переданы храму с. Сергиевского.

В году усердием помещика Алексея Федоровича Ладыженского на левой стороне в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского был устроен придел в честь положения Честныя Ризы Богоматери во Влахерне ; до устроения трапезной на этом месте были погребены родители помещика. Второй придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского , устроен в г. на средства московского купца Ивана Филипповича Бакланова.

В году вокруг церкви выстроили кирпичную ограду.

В году храм был закрыт. Внешний вид его был совершенно обезображен: разрушены два верхних яруса колокольни, разобраны глава с крестом и ограда. Вывезены колокола, церковная утварь, иконы и священные книги. Здание храма использовалось под совхозный склад, в доме священника находилась контора совхоза Коньково.

В г. район Коньково вошел в черту города Москвы, храм был включен в государственные списки памятников архитектуры как памятник XVII века федерального значения под № 402: "Церковь Троицы в Коньково".

В - гг. внутри храма помещался склад Телевизионно-технического центра.

В - гг. церковь была обследована специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината МК СССР, тогда же был выполнен проект реставрации (главный архитектор проекта - С. Кравченко) и начаты реставрационные работы.

В г. Телевизионный центр отказался от аренды здания храма и был освобожден от ответственности за сохранность этого памятника, которая была возложена на районные органы власти.

Долгое время районные власти ничего не делали для сохранения здания церкви, разрушение которого продолжалось.

В г. храм собирались передать под лабораторию Института физики Земли, который уже начал проводить реставрацию, исходя из соображений приспособления здания для своих целей. В это время к храму были проведены все коммуникации.

Храм Святой Живоначальной Троицы в Конькове находится в Юго-западном районе Москвы, включенном в черту города в 1960 г. Прежде село Коньково состояло в Сосенском стане Московского уезда, в 14-ти верстах от Москвы по Старой (Большой) Калужской дороге. Храм назывался Сергиевским, и только в 1991 году, при возобновлении, был освящен во имя Святой Троицы.

В XII в. на месте современного Конькова существовало славянское поселение.

В XVII в. по сторонам Старой Калужской дороги находилось два села - Коньково-Сергиевское (Серино) и Коньково-Троицкое, и в каждом из них была своя церковь. В первом - во имя прп. Сергия, Радонежского чудотворца, а во втором - в честь Живоначальной Троицы.

Наиболее ранним известным владельцем Сергиевского, которое в то время называлось деревней Серино "на вражке", был боярин Петр Никитич Шереметев, назначенный воеводой в бунташный Псков в 1606 году. Там же осенью 1609 г. он был удавлен в тюрьме. В 1619-1620 гг. деревня Серино была пожалована стольникам Федору и Дмитрию Михайловичам Толочановым. По описи, проводившейся в 1621-1627 гг., в деревне был "двор помещиков, а во дворе живет прикащик Ромашка Григорьев да деловые люди Осипко Степанов да Мишка Афонасьев". С 1652 года владельцем усадьбы остался только Ф.М.Толочанов. Его сын окольничий Семен Федорович Толочанов в 1690 году выстроил существующий ныне храм, освященный во имя преподобного Сергия Радонежского По церкви село стало называться Сергиевским.

Об этом в приходной окладной книге Патриаршего Казенного приказа, хранящейся в Московском Архиве министерства юстиции, находится запись: "в прошлом 7198 году мая в 21 день, по указу Великих Государей <Иоанна и Петра> и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено новопостроенныя церкви Сергия Радонежского чудотворца, которую построил окольничий Семен Федорович Толочанов в Московском уезде, в Сосенском стану, в вотчине своей, в сельце Серине, на попа с причетники дани положить, по указанной статье, с дворов попова 4 деньги, дьячкова и просвирницына по деньге, с вотчинникова 6 денег, с 20 дворов деловых людей по деньге со двора, да по памяти из Поместного Приказу, за приписью дьяка Анисима Невежина, какова прислана в Каменный приказ, о справке к той церкви с церковной земли, с 10 четвертей по 3 деньги с четверти, с 10 копен сена по 2 деньги с копны, всего дани 13 алт. 1 ден. Заезда гривна. И в нынешнем 7202 году (1694) по указу патриарха и по выписке казначея старца Паисия Сийскаго, велено с той церкви данныя деньги имать с 7202 (1694) году. И февраля в 20 день, те данныя деньги за нынешний 7202 (1694) год взято; платил к той церкви ставленник в попы Иосиф Яковлев, принял Ивашко Неустроев".

Церковь была усадебной, выстроенной в стиле "нарышкинского барокко", характеризующегося обилием декоративности, пышности и величия. Она включала небольшой четверик храма, несущего восьмерик и главку на барабане, с северо-востока находился прямоугольный алтарь, и, как полагают специалисты, такой же прямоугольный притвор был с противоположной стороны. Трапезной не имелось; колокольни особой не было, и колокола висели на западной стене церкви. Внутри стены были хоры и на них с западной стороны окно, из которого производился звон, кроме того, в ней была устроена каменная лестница на хоры. Храм был поставлен алтарем на северо-восток, на Троице-Сергиеву Лавру - место трудов и подвигов прп. Сергия, где и почивают его мощи. По преданию, Преподобный побывал на месте, где находилось село Серино, и освятил его своими молитвами, желая основать здесь монастырь. Но по откровению свыше о том, что здесь будет многолюдно, ушел на гору Моковец.

Усадебные постройки в это время и позже были деревянными. В 1808 году к храму была пристроена теплая трапезная.

Впоследствии село принадлежало внучке Семена Толочанова княгине Настасье Васильевне Голицыной, муж которой князь Сергей Алексеевич Голицын при императрице Елизавете Петровне был московским губернатором. Позже имение перешло к их детям.

Первоначально при Сергиевской церкви прихода не было. До 1771 года церковь именовалась домовою, а с 1772 г. сделалась приходской, так как к ней приписали две деревни - Беляево-Дольнее и Деревлево, прежде принадлежавшие к церкви Святой Троицы, что на Воробьевых горах. По причине отдаленности и неудобного сообщения прихожане этих деревень просили московское епархиальное начальство приписать их к храму села Сергиевского.

Население села Сергиевского в 1790 году состояло из дворовых людей помещика полковника Федора Ивановича Боборыкина, всего 29 человек в одном дворе, и трех дворов церковных. В приходе числилось 19 дворов деревни Беляево и 20 дворов деревни Деревлево, всего 116 душ мужского пола и 142 женского пола.

В 1803 году, по упразднении штата причта церкви с. Конькова, ее прихожане были приписаны тоже к селу Сергиевское. По Экономическим примечаниям 1769 г. Московского уезда за № 248 значится: "село Коньково - собственность Ея Императорского Величества: 13 дворов 101 душ мужеского пола. Церковь каменная в честь Святой Живоначальной Троицы. Дом каменный с службами, регулярным садом и зверинцем". Это имение было куплено Императрицей Екатериной вследствие просьбы крестьян и жалоб их на жестокое обращение с ними помещицы, и, в память их освобождения, воздвигнут в с.Конькове каменный обелиск, который был установлен на том самом месте, где Императрица приняла прошение крестьян. (Белокаменный обелиск стоял до 1972 г., затем перенесен в музей архитектуры в Донском монастыре).

В тяжелую годину 1812 г. Троицкая церковь с. Конькова была разрушена французами отступавшими по старой Калужской дороге и, вследствие невозможности поправки, в 1813 г. с разрешения Московского Епархиального начальства была до основания разобрана; оставшийся материал от Троицкой церкви употреблен на устройство колокольни, ограды со святыми воротами и церковной сторожки при храме с.Сергиевского. Утварь и земля также были переданы храму с.Сергиевского.

В 1818 году усердием помещика Алексея Федоровича Ладыженского на левой стороне в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского был устроен придел в честь положения Честныя Ризы Богоматери во Влахерне; до устроения трапезной на этом месте были погребены родители помещика. Второй придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, устроен в 1848 г. на средства московского купца Ивана Филипповича Бакланова.

Из описи октября месяца 1813 г. имущества храма с.Сергиевского видно, что в 1813 г. существовала каменная колокольня, на которой было 5 колоколов, из них большой в 25 пудов, 2-й в 4 1/2, а прочие один другого меньше. Из той же описи видно, что до 1842 года жертвователями на храм и его украшение состояли: Елена Александровна Солехенова, Иван Михайлович Бонаков, Степанида Федоровна Анисимова, Павел Николаев, московская купчиха Маремьяна Васильевна Жильцова.
В 1821 году вокруг церкви выстроили кирпичную ограду.

Земли при церкви было 1 дес. 1150 кв. саж., пахотной 28 дес. 1098 кв. саж., покосной 2052 кв. саж., под березовою рощей 2 дес. 400 кв. саж., да в той же березовой роще под кладбищем 1 дес. 50 кв. с., под Большою Калужской дорогой 1160 кв. саж., под полуистоком 780 кв. саж., а всего удобной и неудобной земли 33 дес. 1940 кв. саж., за исключением неудобных мест удобной земли остается 31 дес. 1150 кв. саж.
Известный историк И. Токмаков уточняет, что по состоянию 1893 года "дома у священнослужителей собственные деревянные, построены на церковной земле. Приход церкви с. Сергиевское состоит из прихожан означенного села (т.е. Сергиевского-Конькова) и деревень: Дольнее-Беляево, Деревлево, Брехово (Брюхово), заключает в себе 159 дворов, 439 душ м. п., 454 ж. п. <...> К числу святынь, особо местно чтимых, относится икона прп. Сергия, на которой в ковчеге находится часть мощей помянутого святого, возлагаемая при молебном пении на молящихся". Как отмечает тот же И. Токмаков: "В 1830, 1847, 1848 холерные годы болезнь беспощадно губила людей. А в приходе храма прп. Сергия Радонежского умерших было всего 3 человека. С тех пор, в память об избавлении и сохранении жителей от напасти, ежегодно совершалось прихожанами молебное пение местно чтимому образу прп. Сергия Радонежского не только на площадях, но и в домах прихожан. Особенно почиталась икона прп. Сергия жителями тех сел, где жестоко свирепствовала холера".

В 1895 году владельцем усадьбы был генерал-лейтенант Н.Ф. Ладыженский. Последними владельцами имения были потомственные почетные граждане Ирошниковы.

Красочное описание Сергиевского в конце XIX в. оставил историк Д.О. Шеппинг: "На правой стороне большой дороги, против коньковских дворов, красуется на возвышенном месте березовая роща с правильно засаженными аллеями, принадлежавшая, вероятно, к парку графа Воронцова; ныне часть ее обращена в деревенское кладбище. Посредине рощи большой курган, и по ту сторону, на склоне большого оврага, имеется множество невысоких доисторических курганчиков... В этой роще бывает 5 июля народное гуляние. Далее идет усадьба, ныне купца Ирошникова, и церковь Сергия с церковными домами, но без крестьянских усадеб. На стенах и дверях церкви видны доныне следы французских пуль 1812 г".

Сергиевское и Коньково славились яблоневыми и вишневыми садами, "весьма редко, как писал тот же Д. О.Шеппинг, встречающимися в таком изобилии у наших подмосковных мужичков; и обязанных, вероятно, своим происхождением прежним барским садам".

В 1928 году храм был еще действующим. К 1935 году относятся уникальные фотографии, запечатлевшие облик храма незадолго до закрытия. Кроме самого храма на снимках виден стоявший рядом с южной стороны двухэтажный дом священника, в котором с 1880 года было открыто приходское училище, а с 1884 года - начальное земское училище, попечителем которого был владелец с. Узкого князь П.Н. Трубецкой.

В первые годы Советской власти участь храма стала схожей с судьбой большинства церквей: разрушение, изъятие ценностей, поругание.

В эти горькие для нашей Отчизны времена богоборчества из храма было изъято 28 предметов церковной утвари: три креста (большой, средний и малый), дароносица, дискосы, лжицы, звездицы, чаши и т. д.

В 1939 году храм был закрыт. Внешний вид его был совершенно обезображен: разрушены два верхних яруса колокольни, разобраны глава с крестом и ограда. Вывезены колокола, церковная утварь, иконы и Священные книги. Здание храма использовалось под совхозный склад, в доме священника находилась контора совхоза Коньково.

В 1960 г. храм был включен в государственные списки памятников архитектуры как памятник XVII века федерального значения под № 402: "Церковь Троицы в Коньково".

В 1967-1972 гг. внутри храма помещался склад Телевизионно-технического центра.

В 1972-1973 гг. церковь была обследована специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината МК СССР, тогда же был выполнен проект реставрации (главный архитектор проекта - С. Кравченко) и начаты реставрационные работы.

В 1982 г. Телевизионный центр отказался от аренды здания храма и был освобожден от ответственности за сохранность этого памятника, которая была возложена на районные органы власти.

Долгое время районные власти ничего не делали для сохранения здания церкви, разрушение которого продолжалось. В 1989 г. храм собирались передать под лабораторию Института физики Земли, который уже начал проводить реставрацию, исходя из соображений приспособления здания для своих целей. В это время к храму были проведены все коммуникации.

В 1991 году храм был возвращен верующим.

Рассказывая об истории храма Троицы Живоначальной в Конькове, нельзя не упомянуть тех священнослужителей, чей кропотливый и самоотверженный труд на протяжении более чем двух столетий созидал приход, чей молитвенный подвиг привлекал благочестивых жертвователей, тех, кто нес свет Евангельской истины жителям окрестных деревень, трудился на ниве народного просвещения, духовно поддерживал свою паству в тяжелые для нашего Отечества годы.

Первым ставленником во священники к церкви Сергия Радонежского Чудотворца с 1694 по 1717 гг. был, согласно приходным и переписным книгам Московского уезда, священник Иосиф Иаковлев. Имел сыновей Иоанна (также бывшего Сергиевским священником с 1717 по 1756 гг.); Иоанна младшего и Тимофея (диакона церкви прп. Сергия). Умер в 1717г.

Согласно тем же приходным и переписным книгам в эти же годы служил священником Сергиевской церкви Гавриил Евтихеев.

20 марта 1717 г. перехожая память по подписанию на заручной челобитной Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского к Сергиевской церкви на место умершего отца дана Иоанну Иосифову.

Первоначально, в 1716 году, Иоанн Иосифов был посвящен во священника к церкви Казанской Пресвятой Богородицы, в село Богородское-Воронино, Московского уезда Пехрянской десятины, в вотчину князя И.А. Голицына. Преосвященным Алексием Епископом Сарским и Подольским ему была дана ставленная поповская грамота за подписанием Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского.

В 1728 г. о.Иоанн овдовел. 27 апреля 1733 г. он получил третью Епитрахельную память на три года по заручной челобитной князя С.А. Голицына.

14 августа 1739 г. ему была дана Епитрахельная память на шесть лет по прошению князя С.А. Голицына.
В 1756 г. священник Иоанн Иосифов был пострижен в Московском Знаменском монастыре.

В эти же годы (1717-1756) диаконом Сергиевской церкви служил брат священника Тимофей Осипов.

С 1756 по 1771 гг. настоятелем храма был священник Василий Иванов, состоявший прежде дьячком верхней церкви Спаса Нерукотворенного Образа с. Покровское (Фили) Загородской десятины. 18 марта 1756 г. посвящен Преосвященным Филимоном Епископом Грузинским по прошению тайного советника и московского губернатора князя С.А. Голицына. Исправлял требы по просьбам крестьян деревень Деревлево и Беляево, состоявших в приходе к селу Воробьеву, Загородской десятины, дворцовой Коломенской волости. Умер с женой 14 ноября 1771 г.

6 марта 1772 г. священником к Сергиевской церкви был назначен Иоанн Алексеев, сын диакона Казанской церкви с.Богородского Пехрянской десятины Алексея Тимофеева. 19 июня 1765 г. он был определен в пономаря Сергиевской церкви: в стихарь посвящен членом Синода Преосвященным Тимофеем, Митрополитом Московским. В 1772 г. Преосвященным Николаем Митрополитом Грузинским произведен во диакона 16 февраля в приходе церкви Воскресения Христова в Кадашах; во священника -15 февраля в церкви Спаса Нерукотворенного Образа с.Спасского (Катово) Московского уезда Селецкой десятины. Был женат на дочери священника Василия Иванова Марье, сиротствующие дочери священника Василия Иванова находились на его попечении.

С 1781 по 1792 гг. священником храма с.Сергиевского служил Алексей Петров. В Клировых ведомостях 1785 г. имеется запись: "Священник Алексей Петров 31 лет, в школах не обучался, грамота имеется, в чтении и пении хорош, женат, состояния хорошего". В 1792 г. выбыл к Спасобожедомской церкви на Пречистенке. Умер в 1799 г.

С 1792 по 1842 гг. совершал служение в Сергиевском храме протоиерей Димитрий Яковлев Воздвиженский. Родителями его были священник Иаков Иванов и Аксинья Яковлева, дочь священника. По окончании нескольких классов он обучался в Троицкой семинарии: поэзии, риторике, философии, Богословию и языкам: латинскому, французскому и немоцкому. В 1791 г. окончил богословский курс в Лаврской семинарии. 1 февраля 1792 г. посвящен во священника к Преображенской церкви в с.Савине Вохонской десятины. 21 октября 1792 г. переведен к церкви Преподобного Сергия с.Сергиевского Московской округи и определен в депутата. 17 декабря 1796 г. утвержден благочинным. В 1812-1813 гг им освящены после нашествия Наполеоновских войск церкви: Борисоглебская в с.Зюзино, Николаевская в Котлах, Николаевская в с.Сабурово, Казанская в с.Коломенское, Троицкая на Теплых Станах, Знаменская в Садках, Живоносного источника Пресвятой Богородицы в с.Царицыно, Троицкая в с.Черемушки, Казанская и придел Иоанна Предтечи в с.Богородском (Узкое).

В 1830 г. во время свирепствования в Москве холеры командировал священников Сергиевского благочиния: А.И. Синайского для исправления треб в лазаретах Рижского и Тульского пехотных полков за небытностью полкового священника во все продолжение оцепления столицы, С.И. Максимовского - для напутствия во временной больнице, учрежденной в деревне Кижуновой при обсервационной заставе над водяною коммуникацией. Представил ведомости по благочинию о родившихся детях, которым была привита предохранительная оспа во второй половине 1830 г.

16 января 1834 г. произведен в протоиерея по предписанию Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского Преосвященным Николаем Викарием Московским за долговременное прохождение благочиннической должности в Покровском придельном храме церкви Живоначальной Троицы в Зубове Пречистенского сорока.

Имел знаки отличия: бронзовый Крест в память 1812 года, фиолетовую скуфью (20 января 1827 г.).
Из родившихся 14 его детей четверо умерло во младенчестве. Трое его сыновей приняли священнический сан.

В мае 1842 г. уволен за штат. Умер 10 апреля 1843 г. в возрасте 72 лет и погребен духовным отцом Знаменского монастыря иеромонахом Ионой на отведенном кладбище.

В 1843 г. настоятельство Сергиевского храма принял священник Иоанн Иоаннов Зерченинов. Родился он в Москве 4 января 1818 г. Отец его, Иоанн Гаврилов, был дьячком Николоявленской церкви Пречистенского сорока, мать, Наталья Тимофеева, была дочерью пономаря Николаевской церкви в Ваганькове Никитского сорока. Учился будущий священник в Спассо-Андрониевском уездном училище. Затем обучался в Московской семинарии наукам: богословским, философским, риторическим, историческим, математическим; языкам: латинскому, греческому, немецкому и еврейскому. По окончании курса наук в 1840-м году выпущен с аттестатом 2-го разряда. Произведен во священника к Сергиевской церкви Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским 26 февраля 1842 г., посвящен Преосвященным Виталием Епископом Дмитровским 21 мая 1842 г. Грамота была дана за подписанием Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского.

15 апреля 1860 г. им было открыто при храме училище, в котором безвозмездно обучались дети приходских крестьян (34 мальчика), состоявших в удельном ведомстве: чтению, письму, Закону Божию, арифметике и нотному пению. В 1873 г. училище было закрыто из-за издания Московским уездным училищным советом новой программы, неудобоисполнимой для сельских приходских священников как преподавателей. Являлся духовником благочиния с 1865 по 1889 гг.

В 1873 г. по прошению к Высокопреосвященнейшему Иннокентию Митрополиту Московскому и Коломенскому получил разрешение вырезать каждогодно 12 сажень дров из церковного леса для отопления своих домов. Лес этот был выращен "старанием настоящего приходского священника отца Зерченинова и соблюден его заботами и бдительным охранением от похищений в продолжение 31-го года его священства".

В январе-феврале 1887 г. по его сведениям для Императорского Археологического Общества была составлена метрика о церкви. Умер 7 июня 1889 г. от паралича.

В 1889 г. священником храма прп. Сергия был назначен протоиерей Гавриил Шумов, сын священника Предтеченской церкви с. Ярогюлча Волоколамского уезда Федота Георгиева.

Окончил курс учения в Вифанской Духовной семинарии в 1860 г. во 2-м разряде. В 1861 г. Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом определен во священника к Покровской церкви с.Ошейника Волоколамского уезда.

В 1889 г. Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иоанникием переведен в село Коньково Московского уезда. Служил законоучителем в Ошейнинской земской школе с 1874 г., с 1889 г. в Коньковской школе.
Награжден по службе: в 1872 г. - по народному образованию - 25 р., в 1874 г. - благословением Святейшего Синода; в 1874 г. -набедренником; в 1885 г. - скуфьею; в 1886 г. - орденом Св. Анны 3 ст. Представлен 11 сентября 1893 г. к камилавке благочинным, поскольку "Немало потрудился над возобновлением и украшением приходского храма и на пути народного просвещения".
В мае 1898 г. произведен в протоиереи.

26 июля 1911 года прихожане села Сергиевского-Конькова Московского уезда с разрешения Его Высокопреосвященства торжественно чествовали своего пастыря о. протоиерея Г.Ф, Шумова по случаю исполнившегося пятидесятилетия его служения в священническом сане. Священник Московской архидиакона Стефановской, при Дворянской богадельне, церкви Н.Г. Шумов произнес глубоко прочувствованное слово о многотрудности пастырского служения вообще, а в наших селах в особенности, и упомянул при этом о заслугах юбиляра для прихода.

Церковный староста - помещик М.Н. Ирошников поднес юбиляру святую икону с изображением прп. Сергия, сооруженную на средства свои и собранные от прихожан, в дорогой серебряно-вызолоченной ризе, с почтительной просьбой принять оную в знак признательности духовных детей за ревностное, благоговейное служение юбиляра у Престола Божия в их приходском храме.

В августе 1912 г. уволен за штат. Сыновья: Сергей, протоиерей Московской Богородицкой, что при больнице Гааза, церкви Ивановского сорока; Николай, священник Московской архидиакона Стефановской, при Дворянской богадельне, церкви; Василий, Сергиевский священник (с 1912 г.). Умер Гавриил Шумов 3 марта 1914 г. в возрасте 78 лет, погребен близ церкви.

Последним настоятелем храма перед закрытием был сын Сергиевского протоиерея Гавриила Шумова - священник Василий Шумов.

Он окончил курс Вифанской Духовной семинарии в 1901 г. С января 1902 г. - учитель Полтевской церковно-приходской школы, с 1 сентября 1902 г. по май 1903 г. - учитель Эринской церковно-приходской школы Подольского уезда.

28 мая 1903 г. Высокопреосвященнейшим Владимиром Митрополитом Московским определен во священника к Троицкой, села Ельдигина, церкви Дмитровского уезда. 12 июля 1912 г. Высокопреосвященнейшим Владимиром Митрополитом Московским переведен к Сергиевской церкви.

Награжден: 6 мая 1910 г. набедренником - за ревностное преподавание Закона Божия, 6 мая 1915 г. фиолетовою скуфьею - за усердную и полезную службу для церкви; к празднику Пасхи 1918 г. камилавкою; в 1921 г. наперсным крестом.

В 1927 г. сыновья его принимали участие в работе пекарни Коньковской сельскохозяйственной производительной артели "Культтруд".

До XVII века местность, находившаяся примерно в 15 километрах от Москвы по Старо-Калужской дороге, была почти незаселенной. С правой стороны дороги виднелась пустошь Серино, а с левой - пустошь Коньково. Но в писцовых книгах времен царствования Михаила Федоровича появилась запись, что: ".....значится за стольники, за Федором да за Дмитрием Михайловыми, что было преж сего за боярином за Петром Никитичем Шереметьевым, дер. Серино на вражке, а в ней двор помещиков, а во дворе живет прикащик Ромашка Григорьев да деловые люди Осипко Степанов да Мишка Афонасьев... а владеют они Толочановы тем поместьем по ввозной грамоте, за прописью дьяка Андрея Вареева с 7129 года". Здесь необходимо сделать несколько пояснений.

* Даты в то время указывали со "дня сотворения мира". Новый стиль летоисчисления (со дня рождения Христа) введен только во времена Петра I. Разница составляет 5508 лет.

* Поместья - раздавались служилым людям на прокормление в качестве жалования и отнимались ("отписывались на Государя") в случае уклонения их от службы.

* Вотчины - родовые имения, жалованные в потомственную собственность или приобретаемую покупкой.

В 1652 году Дмитрий Толочанов отдал свою часть поместья и все права на него своему брату Федору Михайловичу. После смерти Федора Михайловича это поместье - дер. Серино - перешло во владение его сына Семена Федоровича К этому времени дер. Серино стала уже собственной его вотчиной. Семен Федорович - окольничий - был довольно заметной фигурой среди московской знати. Он имел в Москве дома, а деревней Серино пользовался как загородной дачей. Он продолжал благоустраивать ее. Были сооружены каскадные пруды (жалкие остатки этих прудов существуют и по сей день против домов №№ 16 и 18 по ул. Арцимовича). От господского дома (стоял на месте современной школы № 20) шли в разные стороны аллеи, обсаженные различными деревьями. Некоторые из этих деревьев, высаженные позже, но продолжающие обозначать существовавшие ранее аллеи, можно видеть и сейчас.

Считалось, что нормальная жизнь в усадьбе начинается тогда, когда построен господский дом и возведена церковь. И в 1690 году Семен Федорович начал строительство в своей вотчине дер. Серино каменной церкви. Об этом в окладной книге Патриаршего Казенного приказа имеется запись: "... в прошлом во 7198 году Мая в 21 день, по указу Великих Государей и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина велено новопостроенные церкви Сергия Радонежского чудотворца, которую построил окольничий Семен Федорович Толочанов в Московском уезде, в Сосенском стану, в вотчине своей селе Серине... велено с той церкви данные деньги имать с 7202 году". Следовательно, церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского была заложена в 1690 году, а закончена и освящена в 1694 году (следует обратить внимание на слова "...по указу Великих Государей".

Да, в истории России был период, когда страной управляли одновременно два Государя - Иван и Петр. Именно тогда и строилась Сергиевская церковь). После возведения церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского село Серино стало называться Сергиево или Сергиевское. Через некоторое время соседние села, расположенные вдоль Старо-Калужской дороги, стали именоваться соответственно Коньково-Сергиевское и Коньково-Троицкое по именам расположенных в них церквей. В 1772 году жители деревень Беляево-Дольнее и Деревлево приписываются к приходу церкви во имя Сергия Радонежского (ранее они были в приходе цер. Троицы на Воробьевых горах). В 1803 году прихожане села Коньково-Троицкое так же приписываются к приходу церкви Сергия, так как в конце XVIII века церковь Живоначальной Троицы была упразднена. Оба села стали часто называть Коньково. Таким обpазом, название села Сеpгиевское постепенно исчезло из обихода. По просьбе жителей дер. Брехово они так же приписываются этому приходу - церковь Сергия Радонежского из домовой превращается в приходскую с большим числом прихожан. Возникла необходимость расширения здания Храма. А пока на западной его стороне были укреплены колокола (звон производили из окна на хорах).

В начале XIX века началось расширение здания храма во имя Преподобного Сергия Радонежского: была пристроена теплая трапезная и возведена трехъярусная колокольня с крестовым завершением. Это значительно увеличило число прихожан внутри здания храма во время богослужений. Стены основного Храма, трапезной и своды были украшены фресками. На колокольне было 5 колоколов. Из них больший в 25 пудов, второй в 4,5 пуда, а прочие один другого меньше. Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского в Коньково-Сергиевском приобрела облик приходского Храма. В конце XVIII века Екатерина II приобрела имение Коньково-Троицкое. Она желала построить здесь свой загородный дворец. Но дворец построен не был. Здание упраздненной церкви стояло заброшенным. В 1812 году оно подверглось разрушению и разграблению отступающими войсками Наполеона. Из-за невозможности восстановить здание церкви Живоначальной Троицы оно было разобрано. Полученный от разборки кирпич был отдан на возведение ограды вокруг храма во имя преподобного Сергия в селе Коньково-Сергиевском.

К числу особо чтимых святынь храма относилась икона Преподобного Сергия Радонежского с частицами его мощей. В 1830 и 1848 годах, когда в окрестных селах и деревнях жестоко свирепствовала холера, в приходе цер. Сергия Радонежского умерших было только 3 человека. В память избавления от болезней с 1848 года ежегодно совершалось молебное пение чудотворному образу преподобного Сергия не только в храме, но и в домах прихожан. С левой стороны трапезной - престол в честь положения честные ризы Божией Матери во Влахерне. Устроен престол в 1818 году, благодаря усердию полковника Алексея Федоровича Ладыженского (дело в том, что около западной стены домовой церкви были погребены его родители: Федор Алексеевич в 1804 г. и Лукия Михайловна в1808 г. Ладыженские. Когда была сооружена трапезная, то захоронения оказались под ее полом, а после устроения придела, их тела стали покоиться под престолом Святого алтаря. С правой стороны трапезной - престол во имя Святителя Филиппа, Митрополита Московского. На устроение этого престола значительную сумму пожертвовал московский купец Иван Филиппович Бакланов. Очевидно, он сделал это, желая почтить память своего отца. Устроен престол в 1848 году. Если на карте изобразить продольную ось храма, то она пройдет через Сергиев Посад и Троице-Сергиеву лавру. В знак глубокого почитания заслуг и подвигов Преподобного Сергия Радонежского перед Церковью, государством и народом - алтарь храма направлен на то место, где покоятся его мощи.

Архитектурный стиль Сергиевской церкви - Нарышкинское или Московское барокко (итальянское слово "барокко" в русском переводе означает "причудливый"). Этот стиль пришел на смену искусству Возрождения. В России этот стиль возник в XVII веке. Характеризуется обилием декоративности, пышности, величия. Кривые линии, спиральные завитки, витые и гладкие колонки, различные гребни и т.д. преобладают перед прямыми линиями и спокойными поверхностями. Все это получает подтверждение в наружных деталях, украшающих храм. Кажется, что выполнявший их резчик, почувствовав под рукой податливость великолепного материала, постарался придать им наиболее выразительные, почти скульптурные формы. Храм - один из замечательных образцов русского каменного зодчества. После упразднения и разбора здания церкви во имя Живоначальной Троицы в Коньково-Троицком, храм во имя Преподобного Сергия стал в XIX веке единственным центром духовной и просветительской деятельности в этой местности.

30 ноября 1850 года по благословению его Высокопреосвященства Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского, в доме священника Зерчанинова совершилось открытие сельского училища для детей прихожан. В 1874 году в том же доме открыто училище от Московского уездного земства. Дома у священнослужителей собственные, деревянные, построенные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной, пахотной, покосной и под кладбищем было всего 33 десятины 1940 квадратных сажен. На территории прихода церкви Сергия в XVIII веке на средства крестьян был установлен "ОБЕЛИСК" (в 1971 г. в связи с прокладкой линии метро и сносом села Коньково, историко-культурный памятник был перевезен и установлен в Донском монастыре, где и находится в настоящее время).

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского был закрыт в 1939 году. Тогда же он был обезображен - сняты кресты, разрушены центральная глава и барабан, сброшены и увезены колокола, обрушена часть колокольни, конфискованы священные образа и книги. В здании храма после его закрытия был размещен склад различного имущества, принадлежащего местному совхозу. В 1962 году здание передано Телевизионному центру под склад. С 1984 по 1987 годы храм был бесхозным, не охранялся, двери были открыты. С 1987 по 1990 год здание было арендовано Институтом Физики Земли под устройство исследовательской лаборатории. В 1960-х годах, к моменту внесения в список памятников истоpии и культуpы, подлежащих Госудаpственной охpане, сохpанилось только название села Коньково. А во всех стаpых спpавочниках, изданных до ХIХ века, в с.Коньково числилась церковь Живоначальной Тpоицы. Поэтому ошибочно было пpинято pешение, что частично сохpанившееся сооружение - это церковь Тpоицы (хотя это была церковь во имя Пpеподобного Сеpгия Pадонежского). Так вкpалась ошибка во все последующие госудаpственные документы.

Цеpковь была заpегистpиpована и пеpедана в 1990 году Пpавослaвной общине под наименованием: цеpковь Святой Тpоицы в Конькове. Неподалеку от храма Сергия Радонежского находится еще одна достопримечательность - родник. Вот что рассказал Александр Иванович Старостин. В 1968 году он встретился у этого родника со старым местным жителем Дмитрием Ивановичем Коpолевым. Занимаясь совместно расчисткой и оживлением родника, Дмитрий Иванович поведал передаваемое из поколения в поколение повеpие о том, что на этом месте, прежде пустынном и лесистом, прп. Сергий собирался основать свою обитель. Но ему было видение, что это место будет впоследствии "очень людным" и ставить обитель здесь не следует. Но pодник остался и именуется Сеpгиевским. Этим родником всегда пользовались многочисленные паломники, идущие из Юго-Западных районов России. Шли они по Стаpо-Калужской дороге через Москву в Тpоице-Сеpгиеву лавpу на поклонение преподобному Сергию Радонежскому.

К пасхальной службе 1991 года храм был приведен в порядок: установлен временный иконостас, приобретены Священные книги, необходимая утварь и т.п. Первая пасхальная служба состоялась! Прихожане, часто посещающие храм, видят: воссоздана колокольня и подняты на нее колокола, восстановлены барабаны и главы на алтаре, колокольне и основном храме, начато создание резного иконостаса, закончено восстановление белокаменного декора и т.д. Возводится дом причта. В 1998 г. к празднику Светлого воскресения Христова были подняты и установлены позолоченные кресты на алтаре, основном храме и колокольне.

По материалам сайта http://trinity.defender.ru



Существовавшая ранее церковь Сергия Радонежского в селе Сергиевском, Серино тож.

Сергиевская церковь построена в 1694 г. в сельце Серине. Об этом в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1694 г. находится запись: «в 1690 г. 21 мая, по указу великих государей и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено новопостроенную церковь Сергия Радонежского чудотворца, которую построил окольничий Семен Федорович Толочанов в Московском уезде, в Сосенском стану, в вотчине своей в сельце Серине, на попа с причетники дани положить, по указной статье… 13 алтын 4 деньги, заезда гривна. И в 1694 г., по указу патриарха и по выписке казначея старца Паисия Сийского, велено с той церкви данные деньги имать и 1694 году, и 20 февраля те данные деньги за нынешний год взяты; платил к той церкви ставленник в попы Иосиф Яковлев, принял Ивашко Неустроев».

Село Сергиевское по писцовым книгам 1627 - 28 гг. - деревня Серина, на вражке, Московского уезда, Сосенского стана, поместье стольника Федора и Дмитрия Михайловых детей Толочановых, что преж сего было за боярином Петром Никитичем Шереметевым, в деревне двор помещиков, в нем живет приказчик и 2 чел. деловых людей, а владеют Толочановы тем поместьем по ввозной грамоте, за приписью дьяка Андрея Вареева. В 1652 г. Дмитрий Толочанов отдал свое поместье родному брату Федору Михайловичу, а от него перешло к его сыну Семену.

Дер. Серина находилась в межах с селом Тропаревым - вотчина Новодевичья монастыря и дер. Балажутиною, Брюхово тож - вотчина жены князя Ивана меньшого Голицына вдовы княгини Марьи. В 1678 г. в дер. Сериной был двор вотчинников с 4 чел., а крестьян нет. В 1704 г. Серина - село по церкви Сергиевское, в селе двор вотчинников, в котором жили приказчик и деловые люди.

После Семена Федоровича Толочанова, умершего в 1708 г., имение досталось его родным внучкам Марье и Настасье Васильевнам Толочановым, они между собою имения разделили, и село Сергиевское досталось Настасье Васильевне, вышедшей замуж за Сергея Алексеевича Голицына. В 1757 г. селом владели князья Николай и Алексей Сергеевичи Голицыны с родными сестрами княжнами Анною и Татьяною.



Троицкая церковь в селе Троицком Конкове (Конькове) построена в 1694 г. Об этом под 1694 . говорится так: «в 1692 г. 20 июня по указу патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, новопостроенная церковь Пресвятой Троицы, которую построили постельничий Гавриил Иванович Головкин в поместье своем и стольник Федор Ильич Безобразов в вотчине своей в Московском уезде, в Чермнем стану, в деревне Степановской, Емеленская и Бесова тож, на попа с причетниками положить дани по указной статье… 12 алтын 4 деньги, заезда гривна, и те деньги по указу патриарха велено имать с 1694 года и о взятье тех денег к старосте поповскому послан указ».

По писцовым книгам 1627 - 28 гг. Московского уезда, Чермнева стана записано: «за стольниками Ильею и за Василием Безобразовыми в поместье деревня Степановская, Емелинское и Бесово тож, а в ней живут деловые люди 2 двора, пустоши: Конково, по обе стороны врага, и пустошь Гаврилково, на враге, а владеют они тем поместьем по ввозной грамоте 1617 года».

В 1689 г. половина сельца, что была дер. Степановская, принадлежала постельничему Гавриилу Ивановичу Головкину, что ему пожаловано из Приказа розыскных дел Андреево поместье Безобразова… По переписным книгам 1704 г. значится «за Гавриилом Ивановичем Головкиным село Конково, а в селе церковь Святой Троицы, двор вотчинников и двор скотный; да новопоселенная деревня Конкова, на большой Калужской дороге, а в ней 9 дворов крестьянских, а крестьяне переведены из разных его деревень Боровского и Каширского уездов».

По смерти графа Г. И. Головкина селом владел его сын Александр и за ним оно утверждено в 1747 г. отказною книгою, в которой говорится: «село Конково, что была деревня Степановская, Бесова тож, на враге, а в селе церковь каменная во имя Живоначальной Троицы со всякою церковною утварью, да в селе ж 8 прудов со всякою рыбою, двор помещиков с каменным строением».

В 1752 г. это село графом А. Головкиным продано графу Михаилу Михайловичу Воронцову; в 1767 г. оно куплено женою Н. И. Зиновьева Авдотьею Наумовною у жены графа М. М. Воронцова вдовы Анны Карловны и дочери ее Анны Михайловны, жены графа Александра Сергеевича Строганова.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Одним из самых известных на территории Московской области считается престол Живоначальной Троицы. Храм в Коньково, расположенный в юго-западной части Москвы имеет отношение непосредственно к Андреевскому благочинию. Является одним из самых красивых православных соборов на территории Москвы.

Историческая справка

Храм Живоначальной Троицы в Коньково имеет довольно длинную историю. Первое упоминание о церкви зафиксировано в окладной книге Патриаршего Казенного приказа. Именно здесь указана точная дата, когда было начато и закончено строительство домового храма.

Церковь Троицы Живоначальной в Коньково была возведена в 1690 году. До сих пор нет точного сведения о том, кто является основоположником здания. По разным сведениям, к строительству культового заведения приложили усилия - Г.И. Головкин и С.Ф. Толочанов. Главный престол православного собора был освящен в честь Сергия Радонежского, а приделы храма - в честь святителя Филиппа и Ризоположения.

Первоначально приход отсутствовал у церкви Живоначальной Троицы. Храм в Коньково носил статус домового. Однако в конце 18 века, а если быть точными, в 1772 году собор стал приходским. Это стало возможным после того, как к культовому зданию приписали два небольших поселения: Беляево-Дольнее и Деревлево.

В советский период времени разруха, частичное уничтожение и изъятие ценностей поджидали церковь Живоначальной Троицы. Храм в Коньково был закрыт в 1939 году. Православные кресты были сбиты с глава и барабан полностью разрушены. Со звонницы были изъяты колокола, церковные книги и конфискованы.

Современный этап в истории церкви

Восстановление храма произошло лишь в 1990 году. С средств и пожертвований был реконструирован первоначальный облик. К проведению первой храм Живоначальной Троицы в Коньково был восстановлен в соответствии со всеми церковными устоями. В частности, из здания были извлечены посторонние вещи и материалы, установлен временный иконостас, звонница и колокольня, приобретены Священные Писания и дополнительные православные книги.

Богослужения в храме

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Коньково идет как в так и в православные праздники и поминальные дни. На территории культового здания проводятся как утрени, так и вечерни и всеобщие бдения при участии настоятеля церкви - Игумена Максима (Рыжова). Все желающие могут посетить в любое время храм Троицы Живоначальной в Конькове. Расписание служений можно узнать на официальном сайте православного заведения. Для удобства прихожан часы богослужений расписаны на два месяца вперед с описанием происходящего.

Воскресная школа храма

С 1992 года культовое заведение занимается образовательной деятельностью. Причиной этому стала открытая воскресная школа церкви Живоначальной Троицы. Храм в Коньково на сегодняшний день принял на обучение 111 православных верующих, из которых 66 человек - взрослые, остальные 45 - дети различного возраста.

Занятия проходят на территории общеобразовательной школы № 113, с которой администрация храма имеет тесные отношения. Две организации оказывают друг другу взаимную помощь, помогая проводить различные мероприятия, собрания и образовательные уроки.

В воскресной школе образовательную деятельность ведут 14 преподавателей. Уроки проходят в субботу, с 10 часов утра. В образовательный курс входят как общецерковные предметы, так и дополнительные творческие уроки. Ученики получают знания о Священном Писании, о проведении богослужений, литургии, изучают старославянский язык, историю православной церкви. Повышенное внимание уделяется иконоведению, патрологии и церковному пению.

Воскресная школа уделяет большое внимание творческому развитию учащихся. В частности, во время занятий происходят уроки рукоделия, актерского творчества. Ученики участвуют в православных спектаклях, исполняют духовные пения по крупным религиозным праздникам.

Социальная деятельность храма

Принимает активное участие в социальной жизни общества и храм Троицы Живоначальной в Конькове. Отзывы о церкви прихожан позволяют говорить о соборе как одном из главных православных институтов в Москве. В частности, служащие собора принимают активное участие в собраниях священнослужителей, которые происходят на территории мужского монастыря.

Встречи религиозных служащих направлены на выяснение существующих социальных проблем на местах, которые могут стать причиной уменьшения количества прихожан в православные церкви. Кроме того, большое количество внимания уделяется перспективам развития христианского учения на территории Российской Федерации.

Другой сектор, который выбрала для себя администрация храма в Конькове, касается помощи детям Донбасса. На 10 мая закончилась пятая акция, которая была направлена на сбор нуждающимся жителям юго-востока Украины. За все время существования акции «Малая лепта» было передано более 2 тонн пищевых продуктов, вещей первой необходимости и детской одежды и обуви.

Повышенное внимание священнослужители храма в Конькове уделяют детям, оказавшимся в доме ребенка и Благодаря активной социальной деятельности ежегодно в Доме ребенка № 9 проходят православные концерты, посвященные крупным религиозным праздникам: Рождеству Христову, Пасхе, Крещению.

В 2015 году при благословении настоятеля прихода Рыжова учащиеся воскресной школы приняли участие в Пасхальном концерте. Артисты не только разыграли Пасхальную сценку, но и исполнили уникальные православные произведения, аккомпанируя гитарой, трубой и скрипкой. Завершили празднества совместные хороводы учащихся воскресной школы и воспитанников Дома ребенка № 9, а также вручение сладких подарков.

Где расположен храм Троицы Живоначальной, как добраться?

Официальный адрес православного храма: город Москва, улица Профсоюзная, дом 116. Добраться до культового заведения можно как на собственном автомобиле, так и на общественном транспорте. Если путь будет проложен на собственном автомобиле, то из центра столицы проще всего добраться по Профсоюзной улице. Если путь проложен со стороны МКАДа, то следует доехать по Профсоюзной улице вплоть до станции метро «Беляево». После этого рекомендуется развернуться и проехать 700 метров в противоположном направлении и свернуть направо, в направлении церкви.

На общественном транспорте проще всего добраться с помощью метро. Станция метро «Коньково» расположена в 530 метрах от церкви, станция «Беляево» - в 650 метрах.

Храм Троицы Живоначальной в Коньково - это не просто православное здание, но и уникальное заведение, ведущее активную социальную деятельность.