Контрольная работа в форме теста по истории Средних веков по учеебнику А. Бойцов, Р.М

Бойцов М., Шукуров Р.
История средних веков.
Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений.- М.: МИРОС, 1995 - 416 с.: ил.
Экспериментальный учебник, посвящённый истории средневековой Европы , отличается
от традиционных не только структурой учебного материала, но и тем, что в нём большое
внимание уделяется культуре того времени.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение. Лики средневековья
Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен (Великое переселение народов и падение Римской империи)
Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV-VI вв. Возникновение ислама)
Глава 3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII-IX вв.)
Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII-XI вв.)
Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)
Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X-XII вв.)
Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)
Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII-XIII вв.)
Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. - Иннокентий III, Фридрих И и
Людовик IX)
Глава 10. На переломе (Европа в XIV-XV вв.)
Заключение
Хронологическая таблица
КАРТЫ
Варварские народы Европы
Вторжения варваров на земли римской империи
Византия и варварские королевства в V в.
Держава Меровингов
Англосаксонские королевства
Византия в середине VI в.
Арабский халифат к VIII в.
Держава Карла Великого и её раздел в 843 г.
Византия к началу XI в.
Походы норманнов
Держава Канута Могучего
Священная Римская империя и её соседи в XII в.
Религии и основные церкви в Европе к началу XII в.
Первый Крестовый поход
Владения крестоносцев на Ближнем Востоке
Держава Плантагенетов в XII в. и собственные владения (домен) французских королей
Этапы реконкисты
Старейшие университеты Европы и годы их основания (XII - XV вв.)
Распространение эпидемии чумы по европе в середине XIV в.
Область немецкой колонизации в Восточной Прибалтике
Англия и Франция во время Столетней войны
Владения бургундского герцога Карла Смелого
Возникновение и рост Швейцарии

Предисловие
В нашем учебнике есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание учителя.
Широкое привлечение почти не адаптированного материала из исторических источников, памятников права и литературных произведений изучаемой эпохи, помещаемого «на равных правах» с учебным текстом, должно помочь, по мнению авторов, создать «стереоскопическое» изображение прошлого, развить самостоятельность мышления юного читателя. Кроме того, уровень сложности для разных классов и отдельных учеников может задаваться разной степенью проработки этих дополнительных текстов.
Предлагаемые после параграфов и текстов вопросы - скорее дополнительные, чем обязательные (которые учитель легко сформулирует и сам); они, как правило, довольно сложны, далеко не на все из них существуют ясные и однозначные ответы как в учебнике, так, порой, и за его рамками. Надеемся, что они заставят ученика думать над прочитанным, с новой стороны рассматривать уже, казалось бы, освоенный и понятый материал.
При подготовке этой книги авторы познакомились со старыми и современными учебниками как разных европейских стран, так и российскими - дореволюционными и советскими.
Учитывался, естественно, опыт и пользующегося заслуженным уважением учебника Е. В.
Агибаловой и Г. М. Донского, по которому когда-то учились и сами авторы. Тем не менее ни одна из существующих книг не стала прямым прототипом данного издания.
Задача, которую ставили перед собой авторы, состояла не в том, чтобы дать набор исторических примеров, подтверждающих истинность заранее заданной социологической схемы. , конечно, присутствует, но ей отведено довольно скромное место. В рамках нашего учебника предлагается прежде всего образ Европы в определенную историческую эпоху. Книга задумывалась как ключ к средневековой культуре, вернее, к той ее части, что вошла в современную цивилизацию. Все имена, события, упомянутые в книге, не являются «антикварным музейным собранием» - они и сейчас живут в книгах и фильмах, в философских размышлениях и на художественных полотнах... Это - актуальное средневековье. Поэтому не менее, чем строгий факт, занимают нас и всевозможные легенды, включенные в мозаику современной мировой культуры. Широко известный миф оказывается подчас значительнее конкретного обстоятельства, о котором помнят лишь знатоки.
Главы учебника, посвященные истории Византии, исламского мира, и параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова. Над § 5 оба автора работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.

Введение. Лики средневековья
Что в прошлом?
Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства
Индии и Китая, античные Греция и Рим - все это Древний мир. В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности шли в битвы македонские фаланги и римские легионы, мчались в бой ассирийские боевые колесницы и конница китайских императоров. В древности были построены египетские пирамиды, Великая Китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности рухнула Вавилонская башня и сгорела Троя, аргонавты искали золотое руно. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос. Как много вместила в себя эта эпоха - самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением
Римской империи она подходит к концу.
Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима началась новая эпоха всемирной истории. Ее принято называть средними веками, или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет , пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
Мрачное средневековье?
Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности. А что посередине? Посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества невероятных предрассудков.
Попусту пропавшее время.
И сейчас часто можно встретить в газетах и книгах, услышать в передачах по радио и телевидению слова об «ужасах средневековья», о «средневековых пытках» и даже о «ночи средневековья, озаряемой лишь кострами, на которых сжигали вольнодумцев». О чем-либо безнадежно устаревшем или просто страшном говорят: «Ну, это как в средние века!» Значит, в представлениях наших современников есть мрачный образ средневековья. Он возник давно, когда само средневековье было еще совсем свежо в памяти. Люди часто очень недовольны всем, что было совсем недавно, а хвалят какие-нибудь далекие времена. Тогда якобы и жить было проще и веселее, и даже дышалось легче...
Светлое средневековье?
Чем дальше средние века уходили в прошлое, тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги еще не правили миром, не торчали повсюду чадящие фабричные трубы, люди не владели столь смертоносным оружием, как нынешнее. Средние века были якобы временем, когда умели особо ценить благородство , мужество, достоинство. Это было время рыцарей, как оно описано в романах В. Скотта или балладах В. А. Жуковского.
А ведь были еще мудрые короли и князья, защищавшие свои народы от вторжений жестоких врагов, были ученые монахи, постигавшие тайны мироздания и просвещавшие людей, были могучие и добрые крестьяне, растившие хлеб и в трудный час спасавшие отечество!

Что же касается костров, на которых кого-то сжигали, то число жертв «средневекового варварства» даже отдаленно не может сравниться с числом невинно убиенных в наши, столь гордящиеся своей просвещенностью времена. Так говорили те, кто «оправдывал» средние века.
Это другой образ средневековья - светлый, или романтический. И он тоже есть у каждого из нас, чудесно соседствуя с мрачным.
Так где же правда?
И не там, и не здесь. И там, и здесь. Ни «мрачный», ни «светлый» облики средневековья не отвечают полностью тому, что было на самом деле. Конечно, храбрые рыцари в блестящих доспехах скрещивали копья в поединках, поэты слагали замечательные стихи, ученые писали мудрые книги, а монахи проявляли чудеса служения Богу. Конечно, пылали костры, бушевали войны и эпидемии, приходили страшные голодные времена. Все это было, но было вместе - и доброе и злое, и плохое и хорошее, и светлое и мрачное. Тысячелетняя эпоха не может быть только «плохой» или только «хорошей». Она может нам показаться либо «плохой», либо
«хорошей», лишь если мы плохо с ней знакомы.
Откуда наши знания о средневековье?
Средневековье не так уж далеко от нашего времени. И поэтому от средних веков осталось куда больше исторических источников, чем от древних восточных держав или, скажем, от
Римской империи. Сохранились соборы и церкви, стены и башни городов и замков. Даже названия улиц порой те же, что и полтысячи лет назад.
Чуть ли не в каждом музее есть средневековые вещи - от простого горшечного черепка или наконечника стрелы - до великолепных произведений искусства: ювелирных изделий, картин и икон, статуй, предметов обихода. Некоторые из этих вещей бережно передавались из поколения в поколение и так дошли до нас , другие же были найдены археологами в ходе раскопок средневековых городов и замков.
Письменных источников эпохи средних веков сохранилось намного больше, чем от предыдущих столетий. В специальных хранилищах документов - архивах сберегаются десятки и сотни тысяч средневековых грамот. Множество рукописей погибло от пожаров, наводнений и войн, гибнут они нередко и сегодня. Поэтому историки стараются как можно больше публиковать старинных документов, чтобы сохранить их от всяких бед и сделать доступными всем ученым.
В средние века жило немало историков, поэтов и писателей. Они оставили нам очень важные сочинения: истории, в которых, как правило, описывалось прошлое одного какого-то народа, хроники (или, как их называли на Руси, летописи), куда год за годом последовательно заносились все важнейшие события, а также биографии замечательных людей. Стихи, романы и повести открывают нам мир чувств людей средневековья. Для историков хозяйства и торговли бесценны даже короткие и сухие отчеты о торговых операциях, счета, расписки, протоколы судебных разбирательств.
Многие замечательные сказания и легенды о богах, героях, первых правителях передавались устно - их впервые записали спустя века после того, как они были сочинены. Эти сказания называются эпосом. Народная память сохранила и тысячи загадок, пословиц, заговоров, которые тоже нередко идут из глубины веков.
Ученые-этнографы (они занимаются изучением народных обычаев, обрядов и быта) подтвердят, что крестьянские свадьбы и другие обряды, детские игры, праздники, одежда,

утварь крестьян еще прошлого и начала нынешнего века очень часто повторяли старинные образцы и также могут немало нам поведать о средних веках.
Многие поколения историков собирали по крупицам знания о средневековье. Ими написаны тысячи книг об этой эпохе, и каждый год появляются все новые и новые статьи и книги.
Так что, все уже известно?
Историки постоянно спорят между собой и не только из-за мелочей. Порой нет согласия по самым большим проблемам, вплоть до того, что же такое вообще средневековье. Десятки разных мнений можно найти в сочинениях современных историков, и выбрать из них
«единственно правильное» очень трудно, а то и невозможно. Об одних и тех же событиях можно рассказывать совершенно по-разному, в зависимости от выбранного угла зрения.
Наш учебник - это только одна из версий...

Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен
(Великое переселение народов и падение
Римской империи)
Волны варварских нашествий захлестнули Европу. Великая Римская империя не смогла им противостоять и погибла. На месте былой державы возникло несколько королевств завоевателей германцев. С падением Римской империи кончается история Древнего мира и начинается история средних веков.
§ 1. Варвары и остальные
Гордыми и могучими были великие державы древности. Но и самые огромные империи
Дария и Александра Македонского, Рим и Китай, даже вместе взятые, занимали лишь малую часть обитаемой суши. За их границами начинался иной - бескрайний и пестрый мир. Мир первобытных племен - скажем мы сейчас. Мир варваров - сказал бы римлянин, китаец или грек.
He-варвары разбирались во всех тонкостях хлебопашества, виноградарства, садоводства, умели строить роскошные дворцы, величественные храмы, большие города. Они достигли высот во всех видах искусства и пользовались письменностью.
У варваров земледелие было поставлено хуже, о городах и письме они могли знать лишь понаслышке, но в охоте и скотоводстве разбирались обычно лучше.
Среди не-варваров встречались очень богатые люди. Они могли позволить себе самые невероятные удовольствия. Но число их было ничтожно. Все же остальные - это люди достатка умеренного, а то и просто бедняки. Заметный слой в самом низу общества состоял из рабов.
В жизни варваров богатство большой роли не играло. Все были одинаково бедны, но свободны и равны между собой. Только вожди, старейшины и жрецы пользовались небольшими преимуществами.
У не-варваров сложились государства. Здесь были чиновники, налоги и армии.
Варвары государства еще не знали.
He-варвары презирали варваров за дикость, грубость нравов и боялись их жестоких нападений.
Варвары презирали не-варваров за роскошь и изнеженность, за страсть к деньгам и покорность своим властям, но боялись их хорошо обученных армий и всяческих коварных выдумок.
Многие тысячелетия древней и средневековой истории стояли лицом к лицу эти два столь непохожих мира: мир первобытных племен и мир цивилизаций. Их разделяла взаимная вражда и связывал взаимный интерес друг к другу. Кровавые войны сменялись столетиями мирного соседства. Порой орды кочевников стирали с лица земли цветущие города, а из людской памяти

их названия. Порой в земли варваров являлась чужая армия, принуждая платить дань своему государю, выполнять его повеления, нести для него службу.
Сколь ни разрушительны бывали нашествия варваров , цивилизации с течением столетий отвоевывали у «другого мира» все больше пространства на планете. Вчерашние варвары превращались в неварваров. Отгородиться от влияния цивилизаций они не могли: оттуда к ним приходили купцы и воины, проповедники и беглые преступники. Варваров могли нанять, чтобы они воевали против других варваров; варваров могли взять в плен, превратить в рабов, а спустя десятилетия отпустить на родину. Граница между цивилизацией и варварами была всегда «прозрачной», а влияние цивилизаций на варваров - сильным. «Излучение» цивилизаций чувствуется далеко за их пределами.
Но время от времени варварский мир становится особенно опасным. Из азиатских степей или европейских лесов появляются племена, уничтожающие огромные империи. Эти взрывы случаются тогда, когда в среде самих варваров начинаются важные перемены.
От равенства - к неравенству
Первобытное равенство, существовавшее у варваров, не могло продолжаться вечно. У любых племен рано или поздно оно сменяется неравенством. Общество начинает делиться на могущественных и слабых, богатых и бедных. Появляется знать. Сначала племенных старейшин все чаще и чаще избирают из одних и тех же семей, почитаемых за их заслуги перед племенем. А потом как бы само собой получалось так, что старейшин можно было избрать только из этих семей.
Еще более влиятельными, чем старейшины, были военные вожди, снискавшие себе славу выдающимся мужеством и удачливостью. Победа свидетельствовала об особой избранности предводителя, о том, что он угоден богам. Если поход был успешен, вождь получал львиную долю добычи. К удачливым вождям отовсюду тянулась горячая молодежь, жаждавшая богатства и воинских подвигов. Сверх положенной по обычаю части военной добычи вождь делал им щедрые подарки из своей доли. За это вождь мог рассчитывать на преданность своих воинов, на то, что они в минуту опасности не пожалеют отдать за него жизнь. Так появлялась дружина вождя, лично ему преданная. Дружинники не очень-то любили заниматься хозяйством, а предпочитали или разбогатеть на войне , или с честью погибнуть в бою. Они скучали без войны и требовали, чтобы вождь вел их в новые и новые походы. О славных битвах помнили долго, рассказывали о них детям и внукам, чтобы те старались походить на лучших из вождей и их дружинников. Война становится делом чести, занятием настоящего мужчины.
А где же разжиться достойной добычей, если не у богатых соседей, особенно когда у них случаются внутренние распри или иные неурядицы? Поэтому почти за любым ослаблением государств древности или средних веков следовали варварские нашествия. Варвары всегда были рядом...
Победа или поражение?
Иногда столкновения с варварами оказывались для цивилизаций роковыми и кончались для них полной гибелью. На месте полей, городов и садов появлялись пустыни. Но бывал и другой исход: завоеванная варварами страна брала в плен завоевателей. Брала в плен не силой оружия, а языком, культурой, традициями. Победители растворялись среди побежденных, и на руинах поверженной цивилизации со временем рождалась новая. Два смертельно враждовавших ранее мира сливались в ней воедино...

Вблизи границ европейской цивилизации все средневековье жили варварские племена: это славяне и балты, венгры и тюрки, скандинавы и монголы. Первое место в этом ряду и по времени, и по значению для европейской истории занимают, конечно же, германцы.
Вопросы
1. На основании изложенного в параграфе дайте сами определение цивилизации.
2. Какие примеры столкновений варваров и цивилизаций в древности вам известны?


История средних веков.

Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений.- М.: МИРОС, 1995 - 416 с.: ил.

Экспериментальный учебник, посвящённый истории средневековой Европы, отличается от традиционных не только структурой учебного материала, но и тем, что в нём большое внимание уделяется культуре того времени.

Предисловие

Введение. Лики средневековья

Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен (Великое переселение народов и падение Римской империи)

Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV-VI вв. Возникновение ислама)

Глава 3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII-IX вв.)

Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII-XI вв.)

Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)

Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X-XII вв.)

Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)

Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII-XIII вв.)

Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. - Иннокентий III, Фридрих И и Людовик IX)

Глава 10. На переломе (Европа в XIV-XV вв.)

Заключение

Хронологическая таблица

Варварские народы Европы

Вторжения варваров на земли римской империи

Византия и варварские королевства в V в.

Держава Меровингов

Англосаксонские королевства

Византия в середине VI в.

Арабский халифат к VIII в.

Держава Карла Великого и её раздел в 843 г.

Византия к началу XI в.

Походы норманнов

Держава Канута Могучего

Священная Римская империя и её соседи в XII в.

Религии и основные церкви в Европе к началу XII в.

Первый Крестовый поход

Владения крестоносцев на Ближнем Востоке

Держава Плантагенетов в XII в. и собственные владения (домен) французских королей

Этапы реконкисты

Старейшие университеты Европы и годы их основания (XII - XV вв.)

Распространение эпидемии чумы по европе в середине XIV в.

Область немецкой колонизации в Восточной Прибалтике

Англия и Франция во время Столетней войны

Владения бургундского герцога Карла Смелого

Возникновение и рост Швейцарии

Предисловие

В нашем учебнике есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание учителя. Широкое привлечение почти не адаптированного материала из исторических источников, памятников права и литературных произведений изучаемой эпохи, помещаемого «на равных правах» с учебным текстом, должно помочь, по мнению авторов, создать «стереоскопическое» изображение прошлого, развить самостоятельность мышления юного читателя. Кроме того, уровень сложности для разных классов и отдельных учеников может задаваться разной степенью проработки этих дополнительных текстов.

Предлагаемые после параграфов и текстов вопросы - скорее дополнительные, чем обязательные (которые учитель легко сформулирует и сам); они, как правило, довольно сложны, далеко не на все из них существуют ясные и однозначные ответы как в учебнике, так, порой, и за его рамками. Надеемся, что они заставят ученика думать над прочитанным, с новой стороны рассматривать уже, казалось бы, освоенный и понятый материал.

При подготовке этой книги авторы познакомились со старыми и современными учебниками как разных европейских стран, так и российскими - дореволюционными и советскими. Учитывался, естественно, опыт и пользующегося заслуженным уважением учебника Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, по которому когда-то учились и сами авторы. Тем не менее ни одна из существующих книг не стала прямым прототипом данного издания.

Задача, которую ставили перед собой авторы, состояла не в том, чтобы дать набор исторических примеров, подтверждающих истинность заранее заданной социологической схемы. Социологическая составляющая и здесь, конечно, присутствует, но ей отведено довольно скромное место. В рамках нашего учебника предлагается прежде всего образ Европы в определенную историческую эпоху. Книга задумывалась как ключ к средневековой культуре, вернее, к той ее части, что вошла в современную цивилизацию. Все имена, события, упомянутые в книге, не являются «антикварным музейным собранием» - они и сейчас живут в книгах и фильмах, в философских размышлениях и на художественных полотнах... Это - актуальное средневековье. Поэтому не менее, чем строгий факт, занимают нас и всевозможные легенды, включенные в мозаику современной мировой культуры. Широко известный миф оказывается подчас значительнее конкретного обстоятельства, о котором помнят лишь знатоки.

Главы учебника, посвященные истории Византии, исламского мира, и параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова. Над § 5 оба автора работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.

Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

5-е изд. - М. : 2016 . - 26 4 с.

Учебник, созданный известными специалистами в области изучения истории Средних веков - М.А. Бойцовым и P.M. Шукуровым, знакомит учащихся с важнейшими событиями Средневековья. Основной текст, документы и иллюстрации учебника благодаря системе разнообразных вопросов и заданий помогают школьникам активно и творчески изучать историю человечества, развивать познавательные и коммуникативные умения, применять новые знания в учебной и социальной деятельности. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, является частью учебно-методического комплекта «История» и входит в систему учебников «Инновационная школа». Учебник предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий и лицеев.

Формат: pdf

Размер: 51 Мб

Смотреть, скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Русское слово" (см. примечание)

Оглавление
Что такое Средние века 6
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Глава 1. В центре Ойкумены
§ 1. Новый Рим 9
§ 2. Расцвет Византии 15
Глава 2. Бури на окраинах
§ 3. Варвары-завоеватели 28
§ 4. Возникновение и распространение ислама 34
§ 5. Мир ислама 41
Глава 3. Держава франков
§ 6. Рождение королевства франков 49
§ 7. Император Карл 55
Глава 4. Северная Европа во времена викингов
§ 8. «Люди Севера» - норманны 65
§ 9. Сколько раз завоёвывали Англию? 70
Раздел II. ЕВРОПА НА ПОДЪЁМЕ

Глава 5. Крестьяне и рыцари
§ 10. Земля и власть 80
§ 11. Вечные труженики 87
§ 12. За стенами замков 93
Глава 6. Западная Европа в эпоху Крестовых походов
§ 13. Империя и Церковь 102
§ 14. Крестовые походы 108
Глава 7. Лики средневекового города
§ 15. «Возвращение» городов 121
§ 16. В сердце средневекового города 130
§ 17. В поисках знаний 138
Глава 8. Вершина Средневековья
§ 18. Во главе христианского мира 146
§ 19. Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв 154
§ 20. Тяжкие времена 161
§ 21. На востоке Европы 173
Раздел III ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло
§ 22. Во владениях великого хана 182
§ 23. Индия: раджи и султаны 189
§ 24. Поднебесная империя и страна Сипанго 196
§ 25. Очень разная Африка 209
§ 26. Мир совсем неизвестный 215
Раздел IV. НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Глава 10. Навстречу новой эпохе
§ 27. И снова Европа 226
Заключение 242
Основные даты 244
Основные имена 248
Основные понятия 255

Вам предстоит познакомиться с одним из важнейших и интереснейших периодов истории человечества, пришедшим на смену древности, - Средними веками. В этом вам поможет учебник, который мы постарались сделать интересным и удобным. Его текст делится на разделы, главы и параграфы. Каждый параграф тоже делится на части - пункты.
В начале глав помещены ключевые вопросы. Ответить на них вы сможете, если усвоите содержание главы. В этом вам помогут вопросы как к пунктам, так и к параграфу. С их помощью вы проверите свои знания, оцените важные события и выделите самое основное в тексте. Лучше представить изучаемую эпоху вам помогут отрывки из подлинных документов, данных в рубрике «Документ». В рубрике «Это интересно» приводятся любопытные факты и подробности.
Ориентироваться во времени и пространстве при изучении истории вам помогут основные даты, данные в конце учебника, и карты. Все новые слова и понятия в тексте параграфа выделены курсивом и объясняются в словаре основных понятий в конце учебника.
Пусть ваша работа будет увлекательной и успешной!