Как отказаться от мести? Почему о совершенной мести впоследствии можно пожалеть Когда и почему человек отказывается от мести.

Практикум: «Пишем сочинение»

Занятие № 1. Как работать с текстом при написании сочинения?

Существует много методик, которые помогут нам в работе нал сочинением. Мы предлагаем один из вариантов подготовительной работы с текстом.

I. Прочитайте текст (см. Учебно-тренировочные варианты. Ва риант № 15).

(1) Сжимая в руке вилы, М ария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и понят, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдави ли сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу ху торян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени. и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы...

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сде лала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма!..

(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрог нуться от нестерпимой боли.(12) Мария выронила вилы, ноги её под косились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза...

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) За хлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам. едва за кончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон ху торян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её. и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому чело веку, первому, кого она встретила за все последние дни.(19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо под чиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вло жил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что вто рой осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая ру кой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в mm горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из созна ния умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поня ла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть...

(По В. Закруткину)

  1. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.

Выпишите эти фразы, например:

  1. ...ненависть и слепая злоба...
  2. ...слабый крик множеством ножей впился в грудь...
  3. ...ведь только святое слово «мама»...
  4. ... присела рядом... напоила молоком...
  1. Проанализируйте свои записи. Подумайте, какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте. Сформулируйте и за пишите эту проблему, например: Месть или отказ от мести?
  2. Определите позицию автора, то есть его мнение по поводу поднятой проблемы. Из пятого предложения текста понятно, что желание мстить является чувством, которому трудно противосто ять. Это один из взглядов автора, но постепенно он подводит чи тателя к мысли, что поверженный враг имеет право на гуманное отношение. Сделайте запись, в которой укажите позицию автора.

V. Решите: согласны ли вы с мнением автора. А может быть, его
точка зрения не приемлема для вас? Вспомните художественные
произведения или случаи из жизни, которые помогут вам доказать
свою точку зрения и запишите их.

  1. Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявля ет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
  2. Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:

Вступление:

  1. Что такое месть?

Основная часть:

  1. Короткое слово «мама»...
  2. Гуманистический выбор Марии.
  3. Мое отношение к авторской позиции.

Заключение:

I) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.

Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно мо жет быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.

Вступление

1) Что такое месть?

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это на меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противоречи вое явление в жизни общества.

Основная часть

  1. «Убить убийцу» « во имя высшей справедливости».

Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочи танного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она уви дела...раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги по висшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает жела ние отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы...

  1. Короткое слово «мама»...

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненного немца? Ко нечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.

  1. Гуманистический выбор Марии.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией ав тора: у поверженного, а значит уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

  1. Моё отношение к авторской позиции.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л. Н. Толстого «Война и мир».

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля. а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешептываются друг с другом. Возможно, они восхищаются бла городством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек мо жет побороть в себе желание отомстить бывшему врагу, который безоружен и страдает.

Заключение

1) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ В. Солоухи на «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между жела нием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так мстить или отказаться от мести? Я думаю, что повержен ного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высу шить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови».

IX. Уберите из текста сочинения пункты плана. Перечитайте со чинение. Убедитесь в том, что у нас получился логически связан ный текст сочинения и нам удалось доказать свои идеи, сформу лировать вывод. Проверьте грамотность написанного вами текста.


Экология сознания. Психология: Коллега крадет вашу идею и выставляет вас в плохом свете перед начальником. Попав в такую ситуацию, любой человек захочет отомстить. Но принесет ли это в итоге удовлетворение?

Коллега крадет вашу идею и выставляет вас в плохом свете перед начальником. Попав в такую ситуацию, любой человек захочет отомстить. Но принесет ли это в итоге удовлетворение?

Оскорбления, плохое обращение, неприятие со стороны общества - все это заставляет человека желать мести . Считается, что следование ветхозаветному принципу «око за око» приносит чувство освобождения и удовлетворения.

Однако все больше и больше исследований убеждают нас в обратном.

Почему мстить - не лучшее решение

Приносить ли месть чувство удовлетворения?

Далеко не каждый из нас стал бы совершать публичный акт мести, за который можно попасть на первые полосы газет или сесть в тюрьму на приличный срок. Однако в повседневной жизни мы не гнушаемся сплетничать о соседе, который пренебрежительно к нам отнесся, оставлять гневные отзывы на после плохого обслуживания или вести бесконечные споры в Twitter, как это любят делать многие современные политики.

Психологи-эволюционисты считают, что в человеке заложена бессознательная предрасположенность к мести . Когда человечество еще не имело судебной системы, наши древние предки сохраняли мир и порядок, руководствуясь страхом расплаты.

«К актам мести прибегали не только для того, чтобы не допустить повторного совершения преступления, но и для устрашения других недоброжелателей. Месть была своего рода страховкой, и в то же время она служила сигналом, предупреждающим других о том, что вы не потерпите плохого обращения с собой », - объясняет Майкл Маккалох, профессор психологии из Университета Майами.

В современном мире такие вещи, как предательство и неприятие обществом, больно бьют по нашему психологическому состоянию . Как утверждается в шести статьях, опубликованных за этот год в Журнале психологии личности и социальной психологии, в основе жажды мести может лежать стремление ослабить эту боль и поднять себе настроение .

В одном из экспериментов исследователи попросили 156 студентов написать небольшие эссе, которые затем были отправлены на оценивание . В случайном порядке эссе получали либо только положительные отзывы («Отличная работа!»), либо только отрицательные («Одно из ХУДШИХ сочинений, которые я когда-либо читал!»). После этого все участники прошли тестирование на определение их эмоционального состояния. Испытуемым была предоставлена возможность с помощью кукол вуду отыграться на авторах недоброжелательных комментариев.

Как и следовало ожидать, ученые обнаружили, что “месть” принесла участникам испытания чувство удовлетворения . Студенты, глубоко расстроившиеся из-за получения отрицательных отзывов, отметили улучшение своего эмоционального состояния после вымещения обиды на куклах. Настроение обиженной части испытуемых сравнялось с расположением духа тех, кто получил положительные комментарии (у последних улучшения настроения после упражнения с куклами вуду не наблюдалось).

В рамках другого эксперимента были приглашены 167 человек . Им необходимо было проводить время за видеоигрой, в которой действия одних участников задевали честь и достоинство других. Униженным игрокам дали возможность отомстить, увеличив громкость в наушниках своих обидчиков. Но перед этим некоторым из них предложили принять препарат, который ученые выдали за усилитель когнитивных функций (на самом деле плацебо), способный на 60 минут стабилизировать настроение человека.

«Большинство обиженных игроков воспользовались предложением увеличить громкость, в то время как участники, согласившиеся принять плацебо, были менее склонны к мести, скорее всего, считая, что из-за препарата возмездие не принесет им радости. Тем самым они подтвердили теорию о том, что, отомстив, человек (как ему кажется) почувствует себя лучше », - объясняет Дэвид Честер, доцент Университета Содружества Виргинии, изучающий психологические и биологические процессы, связанные с агрессивным поведением человека.

Месть, может, и приносит удовлетворение, вот только эффект этот скоротечен - так утверждается в новой, еще не опубликованной работе Честера. «Ощущения, испытываемые человеком во время расплаты, могут доставлять ему огромное удовольствие , - поясняет ученый, - но по прошествии 5, 10 и 45 минут настроение ухудшается, и в конце концов человек ощущает себя хуже, чем в момент, когда он жаждал мест и».

Причины, по которым стремление расплатиться с кем-нибудь по счетам может обернуться против нас самих, не так очевидны, как кажется на первый взгляд . В 2008 году профессор психологии из Университета Виргинии Тимоти Уилсон совместно с коллегами провел исследование «парадоксальных последствий» мести .

Участникам исследования предложили сыграть в инвестиционную игру со следующими правилами : все игроки получают деньги при условии полного сотрудничества, но если хотя бы один из них предает группу, то он получает больше, чем все остальные. Этот эксперимент известен как «дилемма безбилетника» .

Исследователи устроили игру таким образом, что все участники оказались обмануты, и некоторые из них получили возможность для расплаты. Сначала игроки высказывали убеждение в том, что месть поможет им успокоиться, но в результате повторного опроса выяснилось, что те, кто отказался от возмездия и решил просто «жить дальше», чувствовали себя лучше игроков, решивших все-таки «наказать» противника .

По мнению Уилсона, пока мы преследуем цель кому-то отомстить, нам приходится время от времени вспоминать о причиненной нам боли . В результате переживания становятся только сильнее. «Принимая решение отпустить ситуацию, мы находим другие способы справиться с эмоциями. Например, мы убеждаем себя в том, что нам не так уж и больно», - заявляет психолог.

Непрекращающиеся размышления о том, какую гадость вам сделали и какую вам бы хотелось устроить взамен, могут нарушить гармонию в вашей повседневной жизни .

«Со временем от таких мыслей развивается тревожность, сожаление и чувство стыда» , - рассказывает Беверли Энгель, психотерапевт из Калифорнии и автор книги «It Wasn’t Your Fault».

Энгель занимается лечением людей, переживших разного рода насилие и зачастую пытающихся преодолеть мысли о мести. Эти чувства расходуют запасы наших познавательных ресурсов, отбирая время и энергию, которые можно было бы потратить на более здоровые и действенные способы борьбы с гневом. По мнению Энгель, гораздо лучше было бы научиться принимать несправедливость, ставить себя на место обидчика и признавать, что, возможно, когда-то вы поступили с кем-то подобным образом .

«Исследования показывают, что, когда дело касается взаимоотношений с важными для нас людьми, разум рассерженного человека требует, чтобы обидчик принял нашу позицию» , - считает Маккаллох. Он ссылается на научные работы, доказывающие, что желание «жертвы» отомстить ослабевает, если она получает извинения . Другие исследования демонстрируют, что если врач, совершивший ошибку, извинится, это может снизить шанс судебного иска в его сторону.

«Возможно, это звучит нелогично, но иногда лучшее, что может сделать потерпевшая сторона, - это создать условия, при которых обидчику будет проще признать свою вину и взять на себя ответственность », - объясняет Маккаллох.

«Это не значит, что вы должны сразу прощать все человеку , - дополняет он, - но в ваших же интересах быть открытыми к диалогу и готовым показать обидчику, как он сможет загладить свою вину ».

Возьмем, к примеру, World Series этого года (ежегодный чемпионат США по бейсболу), во время которого питчер команды Dodgers Ю Дарвиш подвергся расистским оскорблениям от игрока команды Houston Astros. Вместо того, чтобы оскорбить оппонента в ответ, Дарвиш принял извинения, написал в Twitter, что «никто не идеален», и попросил фанатов «оставаться позитивными и двигаться дальше, не зацикливаясь на злости».

«Месть может заставить вас почувствовать себя лучше на мгновени е, - объясняет Маккаллох, - но крепкие и доверительные отношения будут приносить свои плоды на протяжении всей вашей жизни ».

Перевод: Маргарита Коковихина, Мария Елистратова, Виктория Старовойтова.

Желание мстить погружает человека в трясину зла, подлости, хитрости и жестокости, замещает простые человеческие чувства и радости, обычные ежедневные занятия нехорошей злобной лихорадкой, отравляющей каждый день и каждый час, заставляющей придумывать всё более изощрённые способы доставления зла тому, против кого направлены все силы и вся энергия.

Человек подчиняет свою жизнь и судьбу одной цели - получить компенсацию, получить удовольствие или удовлетворение от того, что делает зло.

Пусть он делает его в ответ на то зло, которое сделали ему, но это не оправдание. Если человек не хочет быть звеном в эстафете зла, должен научиться прощать, иначе он иссушит собственную душу, потеряет правильное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, опустится ниже, чем тот, кому он мстит.

Обычно месть полностью лишает человека спокойствия, разрушает его внутренний мир и подчиняет его своей воли. Человек, желающий отомстить забывает о доброте, великодушии и сосредотачивается только на своих уязвленных чувствах и гневе.

Это мешает мстителю быть объективным и справедливым, хотя именно справедливости он якобы добивается. Но желание мести как правило ослепляет и справедливость такого человека становится мутной и лишенной здравого смысла.

В литературе мстители очень часто изображаются в романтическом ключе и показаны как положительные герои. Именно таковым является главный герой повести Пушкина «Дубровский» - молодой дворянин, ставший разбойником, чтобы отомстить за несправедливость и смерть своего отца, но не потерявший при этом благородства и великодушия.

Хотя личная жизнь его терпит крах из-за мести. Однако есть и негативные примеры, наподобие персонажа другой повести Александра Сергеевича - Алексея Швабрина, который желая отомстить становится подлецом и негодяем.

Месть бывает разной, иногда нельзя не оправдать мстящего человека, так складывается жизнь, что его можно понять, особенно в условиях войны, или в мирное время в современном обществе, где часто нет надежды на правосудие.

Но месть чаще всего, вне зависимости от того, за что человек мстит, и как - разрушает душу, как разрушает душу и период времени, предшествующий мести. Если человек все-таки решился на месть, то значит он так и не смог простить, успокоиться, начать жить своей нормальной жизнью, а не жизнью, посвященной мести.

В литературе мы видим примеры того, как месть разрушает душу и жизнь. В «Капитанской дочке» разрушена душа и судьба Швабрина из-за совершенно недостойной и подлой его мести, в «Дубровском» главный герой потерял любовь из-за мести, которую в принципе можно оправдать, поставив себя на его место.

Месть - отвратительное качество, которое присуще подлым людям. Влияет на жизнь оно прямым способом - человек становится желчным - он противен окружающим. Великодушие - черта сильных, когда идешь дальше не смотря ни что. И те кто рядом. Поэтому самым оптимальным вариантом является великодушие, которое не стоит путать со слабостью. Всем добра! Будьте лучше, чем вчера!

Желание мстить превращается в навязчивую идею, которая не дает спокойно жить и отравляет твою жизнь. Месть - эта черта присуща людям, которые не могут простить. Только сильный духом человек может простить обиду.

Прокофьева Маргарита Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: город Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: технологическая карта
Тема: "Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый"
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: среднее образование

Прокофьева М.Б. учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей №2» города Михайловска Шпаковского муниципального района
Технологическая карта урока

внеклассного чтения по литературе

«Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может

оказаться каждый»

6 класс

«Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс. – М., 1999

Тема урока

Месть или отказ от мести?

Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Создать условия для формирования представлений о мести, ее эволюции в истории человечества
Задачи урока

Образовательные
: на материале произведений добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
Развивающие:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Образовательные ресурсы
Презентация «Месть или отказ от мести?»
Личностно значимая

проблема
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л. Н. Толстой)
Методы и формы

обучения
Методы: наглядный, эвристическая беседа, частично-поисковый, Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Технологии и приемы
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Технология «шесть шляп мышления». Приемы «Кластер», «Дерево предсказаний», чтение с остановками
Основные понятия
Месть, милосердие, человечность, гуманизм
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД
Научатся: с т р о и т ь с в о и взаимоотношения с другими людьми. П о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я: р а б о т а т ь с художественным текстом; высказывать с о б с тве н н о е мнение, суждения
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА № Этапы урока Формы, методы, приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1.

Организационный

момент
Приветствует обучающихся и гостей Приветствуют учителя и гостей
2.

Стадия вызова
 Актуализация знаний  Пробуждение интереса к получению новой информации Социалогически й опрос Наглядный ряд (рисунки) Ассоциативный Я хочу поговорить с вами о чувстве, которое, наверное, испытывал каждый. ■ Кто любит шутки? ■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом? ■ Кто не любит, когда над ним подшучивают? ■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»? ■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел? ■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре? ■ Кто согласен, что «на обиженном воду возят»? ■ Кто на злобные слова отвечает шуткой? ■ Кто прощал, когда его обижали? ■ А кто не прощал? ■ А из-за чего происходят драки? ■ Если кого-то обидели, какое чувство возникает? (мести) Именно об этом я бы хотела с вами поговорить.
А что такое месть?

Читая

текст

«Повести

временных

лет» о мести Ольги древлянам, вы

проиллюстрировали

д е й с т в и я

Ольги.

С чем она у вас ассоциируется?
Отвечают на вопросы учителя Записывают слово МЕСТЬ и ассоциации к нему
Личностные:
самоопределение, формирование интереса к данной теме.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Познавательные:
подведение знаний под понятие.
ряд Кластер
На что похожа месть?

В каких произведениях вы уже

встречались с этим понятием?
А что бы вы еще хотели узнать об этом понятии? Записывают произведения Формулируют цели урока
3.

Стадия

осмысления
 Ч т е н и е и осмысление художественного текста  сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом  помочь учащимся активно воспринимать материал Беседа Технология «Шесть шляп мышления» Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Давайте обратимся к «Пове сти временных лет» и посмотрим, как оценивается месть Ольги древлянам за смерть Игоря.
За что мстила Ольга?

Какое правило нарушил князь

Игорь?

Какие чувства это вызывало у

древлян, был ли у них другой

выход?

Правильно ли поступила Ольга?

Разобраться

этом

вопросе

помогут шесть шляп мышления.

"Белая шляпа"
- точно и конкретно вы перечислите события, связанные с местью Ольги.
"Жёлтая шляпа"
- похвалите Ольгу, назовите ее положительные стороны, черты характера. В 945г. киевский князь Игорь вместе со своей дружиной отправился в племя древлян за данью. Сбор дани в те времена называли полюдьем. Благополучно её собрав, князь отправился домой. но вскоре вернулся и повторно потребовал уплаты дани. Древляне объединились и дали жестокий отпор. самого Игоря пленили и передали мучительной позорной смерти.
её месть особенная:
а) похороны в ладье; б)сожжение в бане; в)тризна с убийством 5 тыс. древлян; г)война с древлянами; д)сожжение столицы, города
Регулятивные:
формирование умений работать в группе
Коммуникативные:
учет разных мнений; аргументация сво его мнения и позиции в общении; выражение с в о и х м ы с л е й с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; п о н и ма н и е т е к с т о в, извлечение необходимой информации.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание содержания.

" Ч ё р н а я

ш л я п а "
- о т м е т ь т е отрицательные черты г е р о и н и. Укажите, с чем вы не согласны.
"Красная

шляпа"
- вам, ребят а, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает. Расскажите о ваших чувствах.
"Зелёная

шляпа"
- судьба героя в ваших руках, до скажите с в о й, в о з м о ж н о, с ч а с т л и в ы й к о н е ц произведения. Могла ли О льга поступить иначе?
" С и н я я

ш л я п а "

-
вы д ол ж н ы подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
Десять

веков

отделяют

событий,

которыми

«Повести

временных

лет». Однако и в наши дни, в XXI в.,

вопросы,

связанные

т аким

явлением, как месть, по-прежнему

волнуют людей.
- К а к п о с т у п и т ч е л о в е к: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное чувство. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации,
предлагает

повести

«Матерь

человеческая»
Коростеня ВЫВОД: Однако не следует забывать, что в то время Ольга была ещё ревностной язычницей и своими действиями, в первую очередь, Ольга исполняла свой священный религиозный долг. Историк Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет обязанности мести, является необходимым героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда обязанностью религиозною, обязанностью выражения благочестия».
Чтение с остановками
В и т а л и й

А л е к с а н д р о в и ч

Закруткин.
Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно... Так начинается повесть, которую в полном объеме мы будем читать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. П и с а т е л ь с о з д а е т исключительную ситуацию: во время В е л и ко й О т ечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили. И все же героиня находит в себе силы жить. Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню.
Какое испытание?

К а к и е

ч у в с т в а

и с п ы т а л а

описывает

немца?
Пересказывают начало
Вычитывание текста Прием «Дерево предсказаний»
Вызывает он у вас сочувствие?

А у Марии?

Какое

желание

овладело

Марией? Почему она решилась на

убийство?

Как поступит Мария? («Дерево

предсказания»)

Ожидал немец смерти?

Что, по вашему мнению, заставило

Марию

отказаться

мести?

она испытала после этого?

Как изменилось отношение Марии к

немцу?

Какой вывод можно сделать?

Преодолела Мария чувство мести?
Вычитывают из текста Вычитывают из текста Да Нет Вычитывают из текста Убьет, пощадит, пожалеет Да вычитывают
4.

Стадия рефлексии
 помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;  помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала Давайте вернемся к кластеру и подведем итоги. Что бы вы в него добавили или убрали? Над чем заставили вас задуматься эти произведения? Чему научили? Что вы поняли? Месть… Как много стоит подчас за этими пятью буквами! Месть пьянит, лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом мучиться и раскаиваться. Не зря Добавляют ОТКАЗ ОТ МЕСТИ
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке
говорят, что впереди мести идут ненависть и гнев, разливая свой яд, а позади – раскаяние, не смея поднять глаз, наполненных слезами. Как поступите вы: подчинитесь ли жажде мщенья и встанете на тропу войны или сможете побороть это разрушительное желание? Это ваш выбор… И чтобы вам не ошибиться в жизни,
я

хочу подарить вам «Правило

бумеранга»
Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. А если что не так – смирись. Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно.
5.

Домашнее задание
Доделать кластер и написать небольшое сочинение-размышление
«Месть или отказ от мести – выбор,

перед которым может оказаться