Вися над городом всемирным анализ. Расшифровка Блок

Александр Александрович Блок

Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточен,
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.

И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.

Уже на до’мах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы темные дворцы.

И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.

Александр Блок

Цикл «Город», над которым Александр Блок начал работу в 1904 году, кардинально отличается от предыдущих произведений поэта, чувственных, тонких и романтичных. Впрочем, связь между ними все же прослеживается, и заключается она в символах, которые так обожает поэт. Однако если раньше он использовал их для того, чтобы передать собственные чувства и ощущения, то теперь они становятся своеобразными пророчествами.

В цикл «Город» вошло несколько десяток различных произведений, которые объединены не только символизмом, но и реализмом. Среди них - стихотворение «Вися над городом всемирным…», которое посвящено январским событиям 1905 году. В центре произведения - Санкт-Петербург, колыбель русских революций, которая очень скоро станет братской могилой для тысяч людей. Предчувствуя это, Блок пытается запечатлеть город в стихотворении безмятежным и умиротворенным, отмечая: «Еще монарха в утре лирном самодержавный клонит сон». Однако буря не за горами, и об этом свидетельствует не только череда стачек, прокатившаяся по стране. «Уже на домах веют флаги, готовы новые птенцы», — отмечает поэт, намекая на то, что власть в свою руки намерены захватить выходцы из народа. Им нет никакого дела до величия предков, основавших город на Неве, и на великолепие северной столицы России. Все это не имеет никакого значения, когда речь идет о власти. Блок не питает иллюзий по поводу того, что все лозунги, которыми прикрываются представители народа, являются лишь пустыми словами. Поэтому автор отмечает, что «если лик свободы явлен, то прежде явлен лик змеи». Этот символ Блок использует не случайно, так как именно змее отводится роль искусителя, который не перед чем не остановится ради того, чтобы погубить невинные души. Такой змеей автору представляется революция, которая, по его мнению, рано или поздно все равно произойдет. Блок не берется прогнозировать, чем это обернется и для страны, и для любимого им Санкт-Петербурга. Однако он чувствует, что надвигается что-то страшное и неизбежное. Поэтому пока есть возможность, нужно наслаждаться относительным покоем и счастьем, ведь «голос черни многострунный еще не властен на Неве».

Пророчеству Блока суждено будет сбыться через 12 лет, которые сложно назвать безмятежными. Однако поэт был убежден, что после событий 1905 года Россия получила небольшую отсрочку, чтобы что-то исправить и изменить в лучшую сторону, но не пожелала ею воспользоваться, и тогда оказалась во власти «сверкнувших колец чешуи», безжалостных и беспощадных.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточен,
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.

И предок царственно-чугунный
Все так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.

Уже на до́мах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы темные дворцы.

И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.

Обратите внимание на дату этого стихотворения — 18 октября 1905 года. В ком-ментарии к нему можно прочитать, что стихотворение связано с мани-фестом 17 октября об усовершен-ствовании государственного порядка, кото-рый государь обнародовал 18 октября. В манифесте была обещана свобода собраний, свобода слова, свобода печати. Блок довольно чутко и скоро отклик-нулся на этот манифест. Давайте посмотрим, как он это сделал.

«Город всемирный»… Петербург — город, который заложил Петр I, восприни-ма-ется Блоком, также как и многими мыслителями (не только литераторами, но и философами, историками, социологами рубежа веков), как город все-мир-ный, как Рим. «Вися над городом всемирным, монарха клонит сон»: здесь в мо-нархе можно увидеть двух государей. С одной стороны, это государь царствую-щий, Николай II. А с дру-гой — это Петр, основатель Петер-бурга. Не случайно во вступлении к «Медному всаднику» говорится о вечном сне Петра: «Трево-жить вечный сон Петра». А в тексте самой петербургской повести по поводу несчастий Евгения сказано: «…иль вся наша / И жизнь ничто, как сон пу-стой…» И вот эта устойчивая в миро-вой литературе формула «Жизнь — сон», сон, кото-рый не бытие и не небытие, что-то промежуточное между настоящей жизнью и небытием-смертью, — этот сон явно переклика-ется со словом «сле-пы» («сле-пы темные дворцы»), потому что Блок явно видит в этом манифесте знак сла-бости Романовых, а значит, силы змея. Змей — это враги царствующего дома, олице-творение враждебного начала Медный всадник изображает Петра I на коне, попирающем змея. . И поэтому «если лик свободы явлен, то пре--жде явлен лик змеи».

Вспомним, что ближайший друг Блока литератор Евгений Иванов напечатал примерно в это же время свой не то художественный текст, не то эссе, которое называется «Всадник». И там, отталкиваясь от образа Петербурга в романах Достоевского, Евгений Иванов пишет: «И не сон ли это Всадника, который снится ему вот уж третье столетие?» То есть Петербург — это такое сонное видение Петра и, соответственно, Медного всадника.

А в эту пору очень сильно влияние Мережковского и его романа «Петр и Алек-сей». Это, собственно, Антихрист и Христос. Сама трилогия называется «Хри-стос и Антихрист», и Петр — воплощение дьявольского начала для Мережков-ского, Петр — тот, кто замутил движение России. И отсюда, кстати, во многом исходит историософия Блока, то есть пред-ставление о Петре как о вра-ждеб-ном России начале. И это тоже важно. В этих четырех строфах Блок настоль--ко кон-центрированно изло-жил свою философию истории, что очень увлека-тель-но это разга-дывать, комментировать и перечитывать.

Здесь есть еще один след влияния «Медного всадника», еще один привет Алек-сандру Сергеевичу: «Готовы новые птенцы». «Птенцы гнезда Петрова» — это «Полтава», то есть «Полтава» и «Медный всадник» явно связаны образом Петра у Пушкина. Это тоже та тра-диция, которую Блок ощущал как родную.

Для Блока вообще мировая культура была родным домом. Не случайно Корней Иванович Чуковский, близко знавший Блока и довольно тесно с ним общав-ший---ся в последние годы жизни поэта, записал в дневнике рядом с его име-нем: «Мы все — под-кидыши без дома и без уюта». Для Блока образы мировой лите-ратуры, будь это Дон Жуан или Гамлет, Мэри из «Пира во время чумы» или Офе--лия, настолько же свои, настолько органично входят в его собствен-ное творчество, как будто он их сам сочинил.

И еще один момент, перекликаю-щийся с «Медным всадником», — это образ наводнения. Как мы помним, это главная тема «Всадника». А здесь «тихи струи невской влаги». «Уже на до́мах веют флаги» — потому что вышел манифест царя, даро-ванная свобода. Уже «готовы новые птенцы» гнезда Петрова, но пока еще только чуткий слух поэта различает гряду-щую бурю. А для других — «тихи струи невской влаги», «слепы темные дворцы».

Статья Мандельштама «Барсучья нора » — это, по сути дела, некролог на смерть Блока. Мандельштам скажет, что Блок слышал подземный гул там, где осталь-ные слышали лишь синкопическую паузу. Этот жест — «Я ухо приложил к зем-ле» (это строчка Блока), эта способность слышать грядущую катастрофу, эта способность сказать о ней, выразить ее, предупредить о ней — тоже очень бло-ковская способность.

Змей и царь не кончили исконной борьбы, копытом сжатый змей — знак побе-ды Петра над врагами России и Романовых. «И ни один сустав не сдавлен / Сверк-нувших колец чешуи» — змей жив, он ожи-вает. И манифест — знак побе-ды змея.

Говоря об особенностях поэтики Блока, следует отметить, что всё, о чем он пи-шет, он пытается понять. В том числе и то, что принадлежит злобе дня и его времени в контексте мировой истории и в контексте исто-рии страны. И рево-лю--ция 1917 года будет понята точно так же, как миро-вой пожар, как этап миро-вой исто-рии. И именно поэтому о блоковской поэме «Двенадцать» спо-рят до сих пор, и я думаю, что никогда к единой точке зрения мы не придем. 

«Вися над городом всемирным…» Александр Блок

Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточен,
Еще монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.

И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.

Уже на до’мах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы темные дворцы.

И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.

Анализ стихотворения Блока «Вися над городом всемирным…»

Цикл «Город», над которым Александр Блок начал работу в 1904 году, кардинально отличается от предыдущих произведений поэта, чувственных, тонких и романтичных. Впрочем, связь между ними все же прослеживается, и заключается она в символах, которые так обожает поэт. Однако если раньше он использовал их для того, чтобы передать собственные чувства и ощущения, то теперь они становятся своеобразными пророчествами.

В цикл «Город» вошло несколько десяткой различных произведений, которые объединены не только символизмом, но и реализмом. Среди них – стихотворение «Вися над городом всемирным…», которое посвящено январским событиям 1905 году. В центре произведения – Санкт-Петербург, колыбель русских революций, которая очень скоро станет братской могилой для тысяч людей. Предчувствуя это, Блок пытается запечатлеть город в стихотворении безмятежным и умиротворенным, отмечая: «Еще монарха в утре лирном самодержавный клонит сон». Однако буря не за горами, и об этом свидетельствует не только череда стачек, прокатившаяся по стране. «Уже на домах веют флаги, готовы новые птенцы», - отмечает поэт, намекая на то, что власть в свою руки намерены захватить выходцы из народа. Им нет никакого дела до величия предков, основавших город на Неве, и на великолепие северной столицы России. Все это не имеет никакого значения, когда речь идет о власти. Блок не питает иллюзий по поводу того, что все лозунги, которыми прикрываются представители народа, являются лишь пустыми словами. Поэтому автор отмечает, что «если лик свободы явлен, то прежде явлен лик змеи». Этот символ Блок использует не случайно, так как именно змее отводится роль искусителя, который не перед чем не остановится ради того, чтобы погубить невинные души. Такой змеей автору представляется революция, которая, по его мнению, рано или поздно все равно произойдет. Блок не берется прогнозировать, чем это обернется и для страны, и для любимого им Санкт-Петербурга. Однако он чувствует, что надвигается что-то страшное и неизбежное. Поэтому пока есть возможность, нужно наслаждаться относительным покоем и счастьем, ведь «голос черни многострунный еще не властен на Неве».

Пророчеству Блока суждено будет сбыться через 12 лет, которые сложно назвать безмятежными. Однако поэт был убежден, что после событий 1905 года Россия получила небольшую отсрочку, чтобы что-то исправить и изменить в лучшую сторону, но не пожелала ею воспользоваться, и тогда оказалась во власти «сверкнувших колец чешуи», безжалостных и беспощадных.