Немецкие корабли второй мировой войны. Топ самых мощных линкоров второй мировой войны

Судьба этих стальных монстров, задуманных как гроза океанов и морей, сложилась по-разному. Военное руководство всех воюющих стран возлагало на них большие надежды. Однако довольно скоро выяснилось, что размер, в общем-то, не имеет значения. Линейные корабли постепенно уступили место авианосцам.

(Всего 7 фото)

1. К началу Великой Отечественной войны на вооружении СССР было три линкора типа «Севастополь»: «Парижская коммуна», «Октябрьская революция» и «Марат». Они были заложены в июне 1909 года на верфях Санкт-Петербурга и спущены на воду в июне-сентябре 1911 года и назывались тогда, конечно, иначе: «Севастополь», «Гангут» и «Петропавловск». «Марат» и «Октябрьская революция» были использованы в системе береговой обороны Ленинграда, а флагман Черноморского флота «Парижская коммуна» защищал Севастополь в 1942 году. Все три линкора были сняты с вооружения только после войны.

2. История германских линкоров была печальна. «Бисмарк» был потоплен британской эскадрой 27 мая 1941 года в первом же боевом походе. «Тирпиц», отправленный в норвежские воды в 1942 году для охоты за арктическими конвоями был уничтожен пятитонными бомбами на стоянке в результате авианалета англичан в ноябре 1944 года. В ночь на 27 февраля 1942 года в Северном море 500-килограммовая английская авиабомба пробила верхнюю палубу линкора «Гнайзенау»; он так и не был восстановлен. «Шарнхорст» отправили на дно к северу от Норвегии линкор «Дюк оф Йорк» и крейсер «Ямайка» 26 декабря 1943 года.

3. Французский линкор «Ришелье» в 1943-1944 годах вместе с силами Британского флота участвовал в освобождении Норвегии. Морально устаревший линейный корабль был отправлен на лом в 1968 году.

4. Почти два десятка линкоров типов «Кинг Джордж V», «Куин Элизабет», «Нельсон» и «Ривендж» Королевских военно-морских сил Великобритании сражались с врагами от Ламанша до Средиземноморья и берегов Африки.

5. Четыре американских линкора были потоплены и еще четыре — серьезно повреждены в результате нападения на военно-морскую базу в Перл-Харбор. Остальные американские линейные корабли воевали в составе Тихоокенского флота США. На борту линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. «Миссури» оказался долгожителем: свой последний залп он сделал в 1991 году в Персидском заливе. Корабль фигурирует в старом фильме «В осаде» со Стивеном Сигалом. Правда, съемки велись на списанном линкоре «Алабама».

6. Японские линкоры «Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире кораблями этого типа. Императорская Япония очень рассчитывала, что благодаря линейным кораблям удастся захватить господство на море. Однако первый же боевой поход «Ямато» в Филипписком море оказался крайне неудачным: 19 июня 1944 года он обстрелял свои же самолеты. 24 октября 1944 года в море Сибуян от бомб и торпед американских самолетов погиб «Мусаси». 7 апреля 1945 года в результате мощной атаки палубной авиации отправился на дно «Ямато», унеся с собой больше трех тысяч членов экипажа.

7. Италия никогда не была морской державой. Три линкора «Литторио», «Витторио Венето» и «Рома» не отличились крупными успехами. «Витторио Венето» и «Литторио» после войны достались союзникам и были разобраны на металлолом, а «Рома» 9 сентября 1943 года, на следующий день после капитуляции Италии, — потоплен немецкой авиацией.

Было время, когда сила военно-морского флота определялась количеством линкоров. Те времена давно прошли, но мощь и брутальная красота этих морских мастодонтов по-прежнему будоражит воображение и порождает споры. Нужны ли были линкоры? Были они полезными или представляли собой большую цель? Давайте посмотрим на пять легенд эпохи линкоров.

Линкор Третьего Рейха «Бисмарк» прожил короткую, но яркую жизнь, которая до сих пор даёт материал для литературы и кинематографа. 24 мая 1941 года «Бисмарк» в паре с «Принцем Ойгеном» встретились с двумя британцами «Худом» и «Принцем Уэльским». В ходе завязавшегося боя «Худ» был потоплен, но и «Бисмарк» получил серьёзные повреждения. Началась трёхдневная погоня за немецким линкором.

27 мая «Бисмарк» принял неравный бой и получил массу повреждений, но оставался на плаву. Даже исчерпав весь боезапас, корабль не спустил флаг. В конце концов командир корабля Лютьенс приказал открыть кингстоны и покинуть корабль. Следует отметить, что критическое повреждение «Бисмарк» получил от торпеды, пущенной с самолёта. Гибель «Бисмарка» стала важным сигналом утраты линкорами главенствующей роли во флоте.

Древние японцы называли свою страну Ямато, что означает «великая гармония», «мир». Есть какая-то насмешка в том, что таким именем назвали самый большой военный корабль в мире. Его гигантские пушки калибром 460 мм были способны посылать полуторатонные снаряды на дистанцию в 25 морских миль (46 км). Бортовое бронирование корабля составляло 410 мм. Несмотря на свой громадный вес, «Ямато» развивал скорость в 27 узлов, правда, уступая более лёгким американским линкорам с их скоростью в 33 узла.


wikipedia.org

В отличие от «Бисмарка» главный японский линкор долгое время оставался без дела, поскольку японское командование берегло линкоры для предполагаемого генерального сражения японского и американского флотов. За время бездействия и переходов между островами «Ямато», стоя в порту, получил пробоину от торпеды с американской подлодки. Погиб этот линкор также не от снарядов с американских кораблей, а от бомб и торпед морской авиации США. Случилось это 7 апреля 1945 года у берегов острова Окинава, куда «Ямато» вместе с другими кораблями был направлен для поддержки погибавшего в неравных боях и самоубийственных атаках гарнизона острова.


wikipedia.org

Первые два линкора «Айова» и «Нью-Джерси» класса «Айова» проявили себя во время войны в Тихом океане. На их счету множество сражений и побед. Принадлежащий к этому классу «Миссури» в боях себя проявить не успел, но вошёл в историю, как корабль, на котором генерал Макартур принял капитуляцию Японии. Этот корабль ещё долго оставался на службе в ВМС США, хотя и был выведен из основного состава флота. Последний боевой залп «Миссури» дал в 1991 году во время войны в Персидском заливе.

«Октябрьская революция» и «Марат»

Оба линкора Балтийского флота проекта «Севастополь» были заложены и построены перед началом Первой мировой войны и к Великой Отечественной войне уже считали устаревшими. Они не участвовали в морских сражениях, поскольку выход в Балтийское море был заминирован с обеих сторон, поэтому ни наши корабли не могли безопасно выйти из Финского залива, ни немецкие не могли туда зайти.


wikipedia.org

«Октябрьская революция» и «Марат» участвовали в обороне Ленинграда, поддерживая защитников города огнём из 305-мм и 120-мм орудий. Оба корабля получили серьёзные повреждения (особенно «Марат») во время налётов вражеской авиации в сентябре 1941 года, но оставались на плаву и после ремонта продолжали защищать Ленинград. Якоря и зенитное орудие (Орудие Ивана Томбасова) «Октябрьской революции» после списания корабля в 1956 году были установлены на Якорной площади Кронштадта в память о героической обороне блокадного Ленинграда.

«Парижская коммуна»


wikipedia.org

На Средиземном море господствовал британский флот, а проход через Гибралтарский пролив был надёжно защищён, поэтому немецкие корабли даже и не мечтали попасть в Чёрное море. Единственный линкор Черноморского флота «Парижская коммуна» принимал участие в обороне Севастополя, уничтожая наземные силы осаждавшего город противника. Всего орудия главного калибра линкора произвели три тысячи выстрелов. Зенитная артиллерия успешно отразила 21 воздушную атаку, благодаря чему корабль за всю войну не получил ни одного серьёзного повреждения.

Вторая мировая война стала лебединой песнью больших линейных кораблей. Операции в Тихом океане ясно показали, что господство на море перешло от линкоров к авианосцам. С тех пор США сделали ставку на авианесущие группировки, которые стали главным инструментом глобального доминирования. Но это уже совсем другая история.

Точнее, два ответа. Первый - "Страсбур". Он, конечно, не линкор, а "тяжёлый артиллерийский корабль". Главные отличия которого от тогдашних крейсеров суть таковы: корабль не могут утопить пикировщики с 250-кг и даже 500-кг бомбами; корабль не теряет ход от одного торпедного попадания в зону КМУ; корабль защищён от фугасных снарядов главных линейных калибров (это намного больше, чем можно сначала подумать).

Правильный ответ номер два можно получить, если вспомнить: лучшие корабли Второй мировой проектировались в СССР в конце 40-х и начале 50-х. И линкоры не были исключением. Соответственно, лучший линкор ВМВ - проекта 24, вот этот вот :

Особенности этого проекта - теоретические, да - состоят в том, что он позволяет получить корабль, способный сохранить боеспособность после торпедных попаданий;, фактически неуязвимый для бомбардировочной авиации (защита от 1000-кг бронебойной бомбы, сброшенной с высоты 3 000 м), имеющий широкую зону свободного маневрирования под огнём 16" орудий (100-160 кабельтовых); развитое зенитное и радиолокационное вооружение, изначально включённые в проект ; и и при всём при том бегущий на 30 узлах. Погордимся отечественными инженерами и двинемся дальше.

Советские проекты 40-х - единственные проекты классических кораблей, в которых в более или менее полной мере учитывался опыт войны. Собственно, потому они и были лучшими. Это, на самом деле, важно. Сложный феномен "авиационно-артиллерийского флота" просуществовал очень недолго. До смешного недолго - по сравнению не только с классическим парусно-артиллерийским, но даже по сравнению с "паровым броненосным". Реальный опыт - технический и особенно боевой - был очень ограниченным, что и не позволяет считать его хоть сколько-нибудь исчерпывающим, давшим ответы на многие животрепещущие. Поэтому-то советские проекты особенно интересны.

Далее, в обществе отчего-то не принято обсуждать большие линкоры. Подозрительные японофилы видят здесь заговор англосаксов, не желающих признавать первенство "Ямато" . Есть некий консенсус типа "с монстрами в 70 тыс. т все вылетели бы в трубу". Это неправильный, негодный консенсус. Была же Япония. Страна с экономикой и промышленностью Италии, страна, с 1937 г. ведущая масштабную войну - и, тем не менее, построившая 2,7 линкора в 70 тыс. т. Одно это должно бы заставить задуматься о верности "теории трубы". Едва ли стоит предполагать, что куда как более сильная экономика Великобритании рухнула бы при постройке, скажем, 5 "монстров".

С другой стороны, та же Великобритания успешно пережила двукратный рост цены линкора в 1900-1910 гг. При этом, благодаря "революции Фишера", в 1910 г. расходы на флот составляли 36 млн. футов - против 31 млн. фунтов в 1901 г. Было ли пространство для подобных манёвров между Первой и Второй мировыми войнами? Да, было. Массовое строительство "вашингтонских" крейсеров не было удовольствием дешёвым. Стоимость содержания таких кораблей составляла примерно 0,6 стоимости содержания "вашингтонского" линкора. В США в 30-х расходы на содержание персонала тяжёлых и лёгких крейсеров были в 1,5 раза больше расходов на содержание персонала линейных кораблей. Суммарные расходы на содержание 2...3 крейсеров в 10 000 т за 10 лет были сравнимы с расходами на постройку линкора в 35 000 т. Иными словами, свовременная замена (при нектором снижении численности) линейных кораблей новыми и отказ от крейсерской "гиперкомпенсации" обеспечивали возможность создания полноценного линейного флота из больших линейных кораблей.

Таким вот, примерно, образом. Борьба с линкорами в рамках "Вашингтонской системы" не была непосредственно связана с дороговизной самих линкоров. В основе этой борьбы лежали простые и понятные желания Великобритании - избежать прямого и заведомо проигрышного состязания с США, сохранить "двухдержавный" стандарт по отношению к Японии и Италии - совпавшие с простым и понятным желанием США получить за так флот, равный британскому.

Вторая Мировая Война стала золотым веком линкоров. Державы претендовавшие на господство в море, в предвоенные годы и несколько первых военных лет заложили на стапелях несколько десятков гигантских бронированных кораблей с мощными орудиями главного калибра. Как показала практика боевого применения «стальных монстров», линкоры очень эффективно действовали против соединений вражеских боевых кораблей даже находясь в численном меньшинстве, способных наводить ужас на конвои из грузовых судов, однако практически ничего не могут противопоставить самолетам, которые несколькими попаданиями торпед и бомбами могут пусть многотонных гигантов ко дну. Во время Второй Мировой Войны немцы и японцы предпочитали не рисковать линкорами, держа вдалеке от основных морских сражений, бросая в бой в только критические моменты, используя очень неэффективно. В свою очередь американцы, в основном использовали линкоры для прикрытия авианосных групп и высадки десантов в Тихом океане. Встречайте десять самых больших линкоров Второй Мировой Войны.

10. Ришелье, Франция

Линкор «Ришелье» одноименного класса, имеет вес 47.500 тонн и длину 247 метров, восемь орудий главного калибра калибром 380 миллиметров размещенных в двух башнях. Корабли этого класса создавались французами для противодействия итальянскому флоту в Средиземном море. Судно был спущен на воду в 1939 году, было принят на вооружение военно-морских сил Франции через год. «Ришелье» фактически не принимал участия во второй мировой войне, если не считать столкновения с британской авианосной группой в 1941 году, во время американской операции против сил вишистов в Африке. В послевоенный период линкор был задействован в войне в Индокитае, прикрывая морские конвои и поддерживая огнем французских войска во время десантных операциях. Линкор был выведен из состава флота и списан в 1967 году.

9. Жан Бар, Франция

Французский линкор «Жан Бар», класса «Ришелье»,был спущен на воду в 1940 году, однако к началу Второй Мировой Войны, так и не был введен в состав флота. На момент нападения Германии на Францию судно было готово на 75% (была установлена только одна башня орудий главного калибра), линкор своим ходом смог добраться из Европы в марокканский порт Касабланки. Несмотря на отсутствие части вооружения, «Жан Бар» успел поучаствовать в боевых действиях на стороне стран «Оси», отражая атаки американо-британских сил во время высадки десанта союзников в Марокко. После нескольких попаданий орудий главного калибра американских линкоров и авиационных бомб, судно легло на дно 10 ноября 1942 года. В 1944 году «Жан Бар» был поднят и отправлен на верфи для ремонта и доворужения. Судно вошло в состав ВМС Франции только в 1949 году, никогда не принимало участие ни в одной военной операции. В 1961 году линкор был выведен из состава флота и отправлен на слом.

8. Тирпиц, Германия

Немецкий линкор «Тирпиц» класса «Бисмарк», спущенный на воду в 1939 году, принятый на вооружение в 1940 году, имел водоизмещение 40.153 тонны и длину 251 метров. Восемь главных орудий калибром 380 миллиметров были размещены в четырех башнях. Суда этого класса были предназначены для рейдерских операций против торгового флота противника. Во время Второй Мировой Войны после потери линкора «Бисмарка», немецкое командование предпочитало не использовать тяжелые корабли на морском театре военных действий, во избежание их потери. «Тирпиц» почти всю войну простоял укрепленных норвежских фьордах, приняв участие только в трех операциях по перехвату конвоев и поддержке высадки десанта на острова. Линкор ушел на дно 14 ноября 1944 года во время налета британских бомбардировщиков, после попадания трех авиационных бомб.

7. Бисмарк, Германия

Линкор «Бисмарк», принятый на вооружение в 1940 году, единственный корабль из этого списка, который принял участие в действительно эпическом морском сражении. На протяжении трех суток «Бисмарк», в Северном море и Атлантике, противостоял в одиночку практически всему британскому флоту. Линкор смог в бою потопить гордость британского флота, крейсер «Худ», и серьезно повредил несколько кораблей. После многочисленных попаданий снарядов и торпед, линкор ушел под воду 27 мая 1941 года.

6. Висконсин, США

Американский линкор «Висконсин», класса «Айова», водоизмещением 55.710 тонн имеет длину 270 метров, на борту, которого находятся три башни с девятью 406 миллиметровыми орудиями главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1943 году, был принят на вооружение в 1944 году. В 1991 году судно был выведен из состава флота, но оставался в резерве ВМС США до 2006 года, став последним линкором, стоящим в резерве военно-морских сил США. Во время Второй Мировой Войны корабль был задействован для эскорта авианосных групп, поддержке десантных операций и обстреле береговых укреплений японской армии. В послевоенный период участвовал в войне в Персидском заливе.

5. Нью-Джерси, США

Линкор «Нью-Джерси», класса «Айова», был спущен на воду в 1942 году и принят на вооружение в 1943 году. Судно прошло несколько срьезных модернизаций, в итоге было списан из состава флота в 1991 году. Во время второй мировой войны использовался для эскорта авианосных групп, но толком участвовало ни в одном серьезном морском сражении. В следующие 46 лет участвовал в корейской, вьетнамской и ливийской войне как корабль поддержки.

4. Миссури, США

Линкор «Миссури» класса «Айова» был спущен на воду в 1944 году, и в этом же году вошел в состав Тихоокеанского флота. Корабль был выведен из состава флота в 1992 году, и превращен в плавучий корабль-музей, который сейчас доступный для посещения любого желающего. Во время второй мировой войны линкор был задействован для эскорта авианосных групп и поддержке высадки десанта, и не участвовал ни в одном серьезном морском сражении. Именно на борту «Миссури» был подписан пакт о капитуляции Японии, поставивший точку во Второй Мировой Войне. В послевоенный период, линкор участвовал только в одной серьезной военной операции, а именно войне в Персидском заливе, во время которой «Миссури» оказывал огневую поддержку многонациональных сил с моря.

3. Айова, США

Линкор Айова, одноименного класса, был спущен на воду в 1942 году и был принят на вооружение через год, воевал на всех океанских фронтах Второй Мировой Войны. Вначале патрулировал северные широты Атлантического побережья США, после чего был переброшен в Тихий океан, где прикрывал авианосные группы, оказывал поддержку десанту, наносил удары по береговым укреплениям противника и участвовал в нескольких морских операциях по перехвату ударных групп японского флота. Во время Корейской войны оказывал поддержку артиллерийским огнем действия наземных сил с моря В 1990 году «Айова» был списан и превращен в корабль-музей.

2. Ямато, Япония

Гордость японского императорского флота линкор «Ямато» имел длину 247 метров, весил 47.500 тонн, имел на борту три башни с 9 орудиями 460 миллиметровыми главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1939 году, но был готов выйти в море в боевой поход только в 1942 году. За все время войны линкор принял участие только в трех настоящих сражениях, из которых только в одном смог вести огонь по кораблям противника из орудий главного калибра. Ямато был потоплен 7 апреля 1945 года авиацией противника, после попадание 13 торпед и 13 бомб. На сегодняшний день, суда класса «Ямато» считаются самыми большими линкорами в мире.

1. Мусаси, Япония

«Мусаси» младший брат линкора «Ямато», имеет схожие технические характеристики и вооружение. Корабль был спущен на воду в 1940 году, был принят на вооружение в 1942 году, но был готов выйти в боевой поход только в 1943 году. Линкор участвовал только в одном серьезном морском сражении, пытаясь помешать союзникам высадить десант на Филиппины. 24 октября 1944 года, после 16 часового боя, «Мусаси» затонул в Сибуянском море, после попаданий нескольких торпед и авиационных бомб. «Мусаси», на пару со своим братом «Ямато», считается самым большим линкором в мире.

Для полного понимая картины: линкор — класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.

Линкоры стали эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX века. Но прежде, чем их потопили-списали-превратили в музеи, кораблям пришлось пережить многое. Об этом и поговорим.

Ришелье

  • Длина — 247,9 м
  • Водоизмещение — 47 тысяч тонн

Назван в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился с целью пресекать разбушевавшийся флот Италии. В реальном бою так и не побывал, если не считать участия в Сенегальской операции в 1940 году. Печаль: в 1968 году “Ришелье“ отправили на лом. Выжило только одно из его орудий — установили в порту Бреста в качестве памятника.

Источник: wikipedia.org

Бисмарк

  • Длина — 251 м
  • Водоизмещение — 51 тысяча тонн

Сошел с верфи в 1939 году. При спуске на воду присутствовал фюрер всея Третьего Рейха, сам Адольф Гитлер. Бисмарк — один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Он геройски уничтожил английского флагмана, крейсер “Худ“. За это так же геройски и поплатился: на линкора устроили настоящую охоту, и таки выловили. В мае 1941 года британские кораблики и торпедоносцы с продолжительным боем Бисмарка потопили.


Источник: wikipedia.org

Тирпиц

  • Длина — 253,6 м
  • Водоизмещение — 53 тысячи тонн

Хоть второй самый большой линкор Нацистской Германии был спущен на воду в 1939-м, в реальных боях поучаствовать он практически не смог. Он своим присутствием просто держал связанными руки арктического конвоя СССР и британского флота. В 1944 году в результате авианалета Тирпица потопили. И то с помощью специальных сверхтяжелых бомб типа Tallboy.


Источник: wikipedia.org

Ямато

  • Длина — 263 м
  • Экипаж — 2500 человек

“Ямато“ — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. До октября 1944 года практически не участвовал в боях. Так, “по мелочи“: обстреливал американские кораблишки.

6 апреля 1945 года вышел в очередной поход, цель — противостоять высадившимся на Окинаве войскам янки. В итоге 2 часа подряд “Ямато“ и другие японские судна были в аду — их обстреливали 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии словил 23 попадания авиабомб и торпед → рванул носовой отсек → корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.


Источник: wikipedia.org

Мусаси

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн

Второй самый большой японский корабль времен Второй мировой. Спущен на воду в 1942 году. Судьба “Мусаси“ трагична:

  • первый поход — пробоина в носовой части (торпедная атака американской подлодки);
  • последний поход (октябрь 1944, в море Сибуян) — попал под атаку американских самолетов, словил 30 торпед и авиабомб;
  • вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после гибели, затонувший “Мусаси“ в водах Сибуяна обнаружил американский миллионер Пол Аллен. Линкор покоился на глубине полутора километров.


Источник: wikipedia.org

Советский Союз

  • Длина — 269 м
  • Водоизмещение — 65 тысяч тонн

“Совки“ не строили линкоров. Попытались только один раз — в 1938 году начали закладывать “Советский Союз“ (линкор Проекта 23). К началу Великой Отечественной корабль был готов на 19%. Но немцы начали активно наступать, и страшно напугали советских политиканов. Последние дрожащими руками подписали указ об остановке строительства линкора, все силы кинули на штампование “тридцать-четверок“. После войны кораблик разобрали на металл.