Языковая программа футуристов в русском языке кратко. История появления русского футуризма

Слово «футуризм» произошло от латинского слова «futurum», означающего будущее. Так называется авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10-х – 20-х гг. XX века. Стремясь создать искусство будущего, футуризм отвергал традиционную культуру, в особенности ее художественные и нравственные ценности, культивируя при этом урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии разрушал даже естественный язык.

Свое название футуризм получил благодаря итальянскому поэту Филиппо Томмазо Маринетти, который опубликовал в 1909 году «Первый манифест футуризма», провозглашавший смерть старого искусства и замену его новым, призвание которого состоит в спасении мира.

Русский футуризм, безусловно, отталкивался от итальянского футуризма, однако русские футуристы самостоятельно пришли к культу поэтического слова.

Русский футуризм: персоналии

Среди знаменитых русских футуристов первым часто называют Велимира Хлебникова, хотя титул отца русского футуризма носит Давид Бурлюков. Также следует назвать Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Игоря Лотарева, ставшего впоследствии Северяниным, Алексея Крученых, Бориса Пастернака, Николая Асеева и Василия Каменского.

Подавляющее большинство футуристов, или, как их называли с легкой руки Хлебникова, будетлян , были выходцами из самых захолустных уголков Российской Империи. На заре своей карьеры им приходилось преодолевать значительные трудности, чинимые косной провинциальной средой, враждебно относящаяся к любому новаторству. Но это помогло молодым литераторам выработать бойцовские качества и ставшее традиционным представление, что литературные вершины берутся с боем, нахрапом.

Большинство публичных выступлений русского футуризма сопровождала атмосфера скандала: со скандала обычно все и начиналось и скандалом же все заканчивалось.

Русский футуризм: литература

Едва ли не первой футуристической ласточкой в России стал вышедший в Петербурге в 1910 г. сборник «Садок судей», название которому дал тогда еще не известный Велимир Хлебников. Учитывая полнейшую нелепость названия, можно только предполагать, что хотел сказать автор. Скорее всего, что поэты будущего загнаны в тесные рамки книги, но вскоре стихи позволят им стать судьями и законодателями нового поэтического вкуса.

Книга эта написана на обратной стороне обоев, хотя в типографии эта прихоть вызывала много ругани, так как обойный мел забивал внутренние сочленения типографской машины, и ее приходилось постоянно мыть. Она вышла мизерным тиражом, и прочитали ее очень немногие, большинство из которых впоследствии называли авторов «обойными поэтами».

Несмотря на это, молодые литераторы в том же 1910 г. издали новый сборник под названием «Студия импрессионистов», где появилось стихотворение Хлебникова «Заклятие смехом», ставшее своеобразной визитной карточкой русского футуризма:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехачи,
Что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!

В 1911 г. в село Чернявка Таврической губернии в гости к братьям Бурлюкам приехал молодой поэт Бенедикт Лившиц, для того чтобы разобрать рукописи Хлебникова, который гостил в Чернявке ранее. Древнегреческое название этой местности в устье Днепра – Гилея, то есть «лесная», было выбрано названием литературной группы, в которую кроме Бурлюков и Лившица вошли Хлебников, Каменский, Маяковский и Крученых.

Следующей после «Садка судей» бомбой, брошенной русским футуризмом в читателя, стала книжка с дерзким заглавием «Пощечина общественному вкусу», вышедшая в свет в Москве в 1912 г. Она открывается декларацией, полной ругательств в адрес известнейших русских писателей. Среди авторов наиболее сильно выделялся Маяковский, не стеснявшийся самых оскорбительных формулировок в адрес оппонентов.

Русский футуризм: сообщества

Пока в Москве веселились кубофутуристы, в Петербурге «гремел» Игорь Северянин, который, вместе со своими друзьями–стихотворцами, являлся последователем эгофутуризма (ego с латинского – я).

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

В этом стихотворении под названием «Эпилог» местоимение «Я» повторено трижды.

Помимо кубо- и эгофутуризма, футуризм в России существовал и в прочих разговидностях, причем представители каждой группировки считали прочие “самозванными”. Иногда, впрочем, они все же объединялись для борьбы с общим врагом – мещанством и сторонниками классического искусства. После выхода в свет «Пощечины общественному вкусу», кубофутуристы объединились с недругами из Петербургского общества Северянина, и совместно совершить грандиозные гастроли по городам России. Выступая в провинции, они издевались над толпой, никогда ранее ничего подобного не слышавшей.

С 1913 года на литературной сцене появилось новое поколение футуристов. Наибольшую известность среди них получили Пастернак и Асеев, которые в 1914 году совместно с Сергеем Бобровым и Богданом Гордеевым создали группу «Центрифуга».

В 1914 году стараниями Давида Бурлюка вышел «Первый журнал русских футуристов», который объединил участников почти всех футуристских кланов Российской империи.

Закат русского футуризма

Между тем страна оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, которая перетекла в Октябрьскую революцию. Это отвлекло общественное внимание от движения футуристов. Почти все будетляне приветствовали Октябрьский переворот, в котором они видели воплощение своих чаяний. Русский футурзм всегда отличало стремление к революционным преобразованиям. Вот отрывок поэмы Маяковского «Облако в штанах»:

Выньте, гулящие, руки из брюк –
Берите камень, нож и бомбу,
А если у кого нет рук –
Пришел чтоб и бился лбом бы!

Некоторые будетляне, в особенности Маяковский, открыто заявили о своих претензиях возглавить литературную жизнь советской республики. После этого Ленин яростно критиковал наркома просвещения Луначарского, разрешившего печатать поэму Маяковского «150 000 000» большим тиражом в… 5 тысяч экземпляров. Известна и судьба самого Маяковского, погибшего в 1930 г. До сих пор исследователи не пришли к определенному мнению, был ли он убит, и если да – то кем.

Решительные действия большевиков привели к тому, что уже к середине 30-х годов русский футуризм, пытавшийся перекраситься в так называемый «левый фронт искусств», был уничтожен.

В заключение приведем стихотворение Маяковского «А вы могли бы?», которое как в капле воды отражает русский футуризм:

,
Плеснувши краски из стакана;
Я показал на блюдце студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?

Данил Рудой – 2003

Чем для Вас является русский футуризм ? Какими футуристическими достижениями Вы высхищаетесь, а какие вызывают недоумение? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 20.08.2015 13:37 Просмотров: 5525

Термин «футуризм» образован от латинского futurum (будущее).

Футуризм декларировал себя как искусство будущего. Он объединял художественные авангардистские течения 1910-1920 гг. Особенно футуризм получил развитие в Италии и России.

Возникновение футуризма и его суть

Филиппо Маринетти (1876-1944)

Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат.
В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огня к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!» и т.д. Он провозгласил новую футуристическую эстетику, в которой воспевались риск, дерзость, смелость, отвага, бунт. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму .
В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты, и Маринетти добровольцем уходит на фронт.
После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию.
Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Он всегда видел выход из тупика искусства в футуризме, а из общественного тупика – в фашизме.
А вот другие принципы Маринетти:
Огорошивать публику всякими приятными ударами.
Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо.
Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго...
Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. В музыке искать гармонию шумов. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса.
Я горячо люблю молодежь, ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы.
Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России.
Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим.
Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Д. Балла. Скульптурная конструкция (1914-1915)

У. Боччони ««Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913). Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк)

Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)
В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Маринетти провозглашал: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Для футуристов был характерен пафос разрушения. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира.

Футуризм в изобразительном искусстве

Несмотря на то, что футуристы декларировали отрицание прошлого искусства, они свою культуру не создавали на пустом месте, это практически невозможно. Всё равно были какие-то исходные точки, от которых они отталкивались. Так, искусствоведы видят эти точки в фовизме , от которого футуристы заимствовали цвет и эмоциональность, и в кубизме , от которого переняли художественную форму.

У. Боччони «Улица входит в дом» (1911)
Для живописи футуристов характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, преобладание мелькающих форм, зигзагов, спиралей, скошенных конусов. Движение на картинах передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение (принцип симультанности).

Русский футуризм

Русский футуризм в изобразительном искусстве

А. Нюренберг «В.Маяковский за работой в окнах РОСТА». Государственный литературный музей
В России футуризм сначала заявил о себе в живописи, а уже затем – в поэзии. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов.

Д. Бурлюк «Футуристическая женщина»
Наиболее известные русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер и другие. Как уже было сказано, художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в «Уборке ржи» К. Малевича, где фигуры и пейзаж, толпа и снопы, живые и неживые тела трактуются одинаково.

К. Малевич «Уборка ржи»
В. Маяковский был создателем нового искусства – революционного плаката.


Одно из самых известных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича «Авиатор».

К. Малевич «Авиатор» (1914)
Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Пространство картины обычно лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов.
Поэт-футурист Бенедикт Лифшиц, описывая работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка, невольно даёт характеристику художественному методу футуристов: «Владимир пишет мой поясной портрет... Меня сейчас разложат на основные плоскости, искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица».

Русский футуризм в литературе

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.
Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Представители же русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Другие отрицали революционные потрясения.
Основными чертами русского футуризма были
бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

История русского футуризма

Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. Эгофутуризм».
Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:
1. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами.
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
«Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.
Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Старкина).
С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х.
Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак).
В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ.
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. в Ленинграде.
В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин.
ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
К обэриутам были близки поэт Николай Олейников, писатель Евгений Шварц, художники Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Стерлигов, Павел Филонов и члены его коллектива МАИ, художницы Татьяна Глебова и Алиса Порет.

П. Филонов «Лица» (1940). Масло на бумаге. 64 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)

Даниил Хармс

Меня закинули под стул,
Но был я слаб и глуп.
Холодный ветер в щели дул
И попадал мне в зуб.
Мне было так лежать нескладно,
Я был и глуп и слаб.
Но атмосфера так прохладна
Когда бы не была-б,
Я на полу-б лежал бесзвучно,
Раскинувши тулуп.
Но так лежать безумно скучно:
Я слишком слаб и глуп.

Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Даниил Хармс был арестован в начале 30-х годов, обвинен в антисоветских взглядах и сослан в Курск. Повторно поэта арестовали в 1941 г. Хармс умер от голода в психиатрической больнице блокадной зимой 1942 г. Александр Введенский в начале 30-х годов вместе с Хармсом был сослан в Курск, откуда вскоре сумел вернуться. Второй раз поэт был арестован в 1941 г. Введенского этапировали в Казань, но в дороге он умер от плеврита. Николай Олейников был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян в 1937 г. Константину Вагинову удалось избежать ареста – он умер в 1934 г. от туберкулеза. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. После освобождения он сумел вернуться в Москву, восстановился в Союзе Писателей и издал несколько книг. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта.

Русский кубофутуризм

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

Русский эгофутуризм

Развивался в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Это объединение сложилось в 1909 г. вокруг Игоря Северянина.

Игорь Северянин
Помимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»).
Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов быстро изживали стиль и переходили в другие жанры или вскорости совершенно оставляли литературу.

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!..
Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот – я есть!
Среди друзей я зрел Иуду,
Но не его отверг, а – месть...
Нас стало четверо, но сила
Моя, единая, росла.
Она поддержки не просила
И не мужала от числа...
1912

«Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение «Мезонин поэзии» было создано в начале 1913 г. и считалось в литературных кругах умеренным крылом футуризма. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы – Хрисанфи Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и др. молодые поэты.

Вадим Шершеневич
Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич.
Объединение распалось в конце 1913 г., выпустив три альманаха и несколько сборников.

«Центрифуга»

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 г. Основные участники группы: Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак.

Николай Асеев

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов,
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.

Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.
Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 г.

Борис Пастернак

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Русский футуризм одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. Содержание 1 Основные черты 2 История 2.1… … Википедия

Футуризм - ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к… … Словарь литературных терминов

- (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии

- (от лат. futurum будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910 х начала 20 х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания… … Художественная энциклопедия

Умберто Боччони Улица входит в дом. 1911 Футуризм (лат. futurum будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910 х нача … Википедия

Футуризм направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен… … Википедия

- (лат. futurum – будущее; букв. «будетлянство» – термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20 в. Идеолог и основатель футуристского движения, возникшего в 1909 г., – итальянский поэт… … Литературная энциклопедия

Футуризм и экспрессионизм - возникли почти одновременно (первое десятилетие XX в.) и до определенного времени развивались параллельно; центрами футуризма были Италия и Россия, экспрессионизм занимал заметное место во многих европейских (прежде всего немецкоязычных)… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

футуризм - а, только ед., м. В европейском искусстве начала XX в.: авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства. Окончательно победив, новый режим [Муссолини] изменяет тактику в… … Популярный словарь русского языка

Футуризм - искусство ярко выраженной авангардной направленности, существовавшее в России в первые десятилетия XX в. Рус. футуристы экспериментировали в различных видах и жанрах искусства: в художественной литературе, изобразительном искусстве, музыке и… … Русская Философия. Энциклопедия

Книги

  • Ольга Розанова и ранний русский авангард , Нина Гурьянова. Первое монографическое исследование о жизни и творчестве оригинального живописца, поэта и теоретика русского авангарда О. В. Розановой (1886-1918). Ее искусство рассматривается в неразрывной…
  • Русский и немецкий авангард с точки зрения семиотики Ч. С. Пирса. Материалы к теории метасемиотических систем , Никита Сергеевич Сироткин. В книге на материале поэзии «исторического авангарда» (российский футуризм, немецкий экспрессионизм, берлинский и швейцарский дадаизм) анализируются особенности семиозиса (реализации знаковых… электронная книга

Традиционно историю возникновения и расцвета в России футуристического движения возводят к 1908 г., причем характерно, что свое победное наступление он начал сразу с двух фронтов - живописного и литературного. Именно в 1908 г., сначала в январе в Москве, а затем в марте в Санкт-Петербурге на выставке "Стефанос" впервые было представлено живописное творчество мало кому до того известных художников - братьев Д. Д. и В. Д. Бурдюков, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина и др. Знаковым событием в литературе стала публикация В. В. Каменским в журнале "Весна" лирической прозы Виктора Хлебникова "Искушение грешника". И хотя Каменский к тому времени имел уже не одну публикацию, а, например, Игорь Северянин даже успел за свой счет издать несколько десятков небольших брошюрок стихов, именно с этого произведения обычно начинают отсчет литературной судьбы русского футуризма. Однако самого слова "футуризм" к тому времени еще не существовало - оно пришло чуть позже из Франции, хотя имело итальянское происхождение. Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти выступил 20 февраля 1909 г. в парижской газете "Фигаро" с манифестом нового течения в искусстве:

"До сих пор литература воспевала задумчивую неподвижность, экстаз и сон, мы же хотим восхвалить наступательное движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака. <...> Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями оппортунистическими и утилитарными. <...> Мы воспоем толпы, движимые работой, удовольствием или бунтом, многоцветные и полифонические прибои революций в современных столицах, ночную вибрацию арсеналов и верфей под их сильными электрическими лунами...""

Весть о новом течении в искусстве вскоре разнеслась по всему миру, не обойдя и Россию: уже 8 марта 1909 г. манифест Маринетти был опубликован в русском переводе в петербургской газете "Вечер". Однако характерно, что большинство русских художников и поэтов, чье творчество вскоре будет рассматриваться в контексте нового течения, настороженно приняли футуристов, отвергая претензии итальянских художников на эксклюзивное право называться футуристами. Выход в апреле 1910 г. альманаха "Садок судей", включивший в себя произведения Василия Каменского, братьев Давида и Николая Бурлюков, Елены (Элеоноры) Гуро, ее сестры Екатерины Пизен, Виктора Хлебникова (к тому времени он взял себе творческий псевдоним "Вслимир") и др., стал первым фактом коллективного выступления русских футуристов. С легкой руки Хлебникова они предпочитали тогда называть себя "будстлянами" - "обитателями будущего" (по аналогии с "землянами", "древлянами"). Само же объединение художников и поэтов получило название "Гилея" (греч. - лесная, лесистая) по древнегреческому названию скифской области в устье Днепра (Таврическая губерния), где близ села Чернянка служил управляющим имения отец Бурлюков, не раз предоставлявший кров, стол и возможность для творчества молодым художникам и поэтам-экспериментаторам.

Осенью 1911 г. к "гилейцам" присоединились Владимир Маяковский, с которым Давид Бурлюк познакомился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также Алексей Крученых. В это же время впервые применительно к русской поэзии употребляется понятие "футуризм", а точнее - эгофутуризм по названию сборника Игоря Северянина и созданного им же и Константином Олимповым (сыном поэта Константина Фофанова) кружка "Эго", в который также вошли поэты Иван Игнатьев, Павел Широков, Василиск (Василий) Гнедов, Грааль-Арельский (Стефан Петров), Димитрий Крючков. В январе 1912 г. в ряде газет была опубликована программа "Скрижали Академии эгопоэзии", а также основано издательство "Петербургский глашатай" и одноименная газета. Однако уже осенью "интуитивная школа Вселенского эгофутуризма" раскололась в результате разногласий между ее основателями.

В декабре 1912 г. выходит альманах "Пощечина общественному вкусу" с одноименным манифестом, подписанным Д. Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, В. В. Маяковским и А. Е. Крученых. Кроме них, в альманахе были представлены произведения Бенедикта Лившица, Николай Бурлюка и художника Василия Кандинского. Именно с данного манифеста (через два месяца с некоторыми изменениями выпущенного в виде листовки) ведет свой отсчет кубофутуризм как литературная группировка, противостоящая и "традиционному" искусству, и другим литературным группам, заявившим себя как "футуристические". Впрочем, самого названия "кубофутуризм" в сборнике еще не было (он включал лишь статью Д. Д. Бурлюка "Кубизм"). Это название появилось значительно позже, можно сказать, под "давлением критиков", называвших "гилейцев" кубофутуристами, и надолго не прижилось, уступив место наименованию "футуризм". Особенный резонанс вызвала "негативная" программа, сформулированная в "Пощечине...": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности".

Вообще 1913 г. стал важнейшим в истории русского футуризма. В феврале выходит второй сборник "Садок судей", предисловие к которому, подписанное всеми его участниками - "гилейцами", разъясняло и дополняло те новые принципы творчества, которые декларировались "Пощечиной общественному вкусу". Да и сам этот сборник словно иллюстрировал заявленное в "Пощечине..." стремление "Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования", как и прочие их коллективные выступления, в которых принимали участие - и как иллюстраторы, и как авторы самостоятельных произведений - дружественные кубофутуристам художники. Так, еще в октябре 1912 г. выходят совместные книги А. Е. Крученых и В. Хлебникова "Старинная любовь", "Игра в аду", "Мирскбица" с литографиями Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова и воспроизведением рукописных работ самих авторов. В марте 1913 г. выходит третий сборник объединения живописцев "Союз молодежи" при участии поэтов группы "Гилея". В том же месяце публикуется сборник стихов и рисунков "Требник троих" (В. Хлебников, В. В. Маяковский, Николай, Давид, Владимир и Надежда Бурлюки, В. Е. Татлин). В октябре Д. Д. Бурлюк издает сборник стихов, прозы, статей, рисунков и офортов "Дохлая луна" (братья Бурлюки, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, В. В. Маяковский, В. Хлебников). Сборник окончательно закрепил за группой название "кубофутуристы". Квинтэссенцией сотрудничества художии-ков-авапгардистов стала постановка в декабре 1913 г. в петербургском театре Луна-парк трагедии В. В. Маяковского "Владимир Маяковский" и оперы М. В. Матюшина но пьесе А. Е. Крученых "Победа над солнцем" с прологом В. Хлебникова (написанным им для планировавшегося в будущем целого цикла футуристических спектаклей). В оформлении представлений участвовали художники П. Н. Филонов, И. С. Школьник, О. В. Розанова и К. С. Малевич, а в роли исполнителей вместе с актерами-любителями выступили сами авторы.

Впрочем, многие из кубофутуристов дебютировали и с персональными сборниками. В частности, летом 1912 г. Д. Д. Бурлюк печатает первую брошюру В. Хлебникона "Учитель и ученик". В феврале 1913 г. выходит книга А. Е. Крученых "Помада", в мае - его же "Взорваль", а также первый литографический сборник В. В. Маяковского "Я", включивший всего четыре его стихотворения. Большое внимание футуристы уделяли пропаганде своего творчества и разъяснению его принципов. Так, в апреле 1913 г. публикуется листовка А. Е. Крученых и Н. И. Кульбина "Слово как таковое". Многие из кубофутуристических деклараций будут собраны в вышедшем в 1914 г. сборнике "Грамоты и декларации русских футуристов". Кубофутуристы принимали активное участие в диспутах, выступали с лекциями на своих вечерах, на выставках, организованных дружественными им живописными объединениями "Союз молодежи", "Бубновый валет", в поэтическом кафе "Бродячая собака", кабаре "Розовый фонарь" и др. Наконец, в декабре 1913 г. В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк и В. В. Каменский отправляются в четырехмесячное "турне футуристов", начавшееся выступлениями в Харькове, прокатившееся по Крыму, Казани, Ростову, Тифлису, Баку.

Несмотря на то что в стане кубофутуристов не было одного общепризнанного лидера, обозначилась определенная "специализация" некоторых членов группы. Ведущим организатором совместных - печатных и сценических - выступлений был Давид Бурлюк, обладавший исключительными организационными способностями. Алексей Крученых взял на себя роль основного "теоретика" футуризма. Владимир Маяковский, благодаря искрометному таланту декламатора и полемиста, не имел себе равных и в поэтических выступлениях, и в борьбе с "идеологическими" противниками и "публикой". При этом для всех футуристов безусловным авторитетом являлся Велимир Хлебников. Не отличаясь яркостью исполнения своих произведений и способностью отстаивать позицию в устной полемике с коллегами и противниками, он, тем не менее, и своим творчеством, и теоретическими выступлениями служил одним из основных источников футуристической "программы". Вокруг него, как писалось в "Пощечине общественного вкуса", "сгруппировалась плеяда писателей, кои, если и шли различными путями, были объединены одним лозунгом: "Долой слово-средство, да здравствует Самовитое, самоценное Слово!"".

1913-й стал годом рождения и других футуристических группировок. Так, в январе на развалинах объединения "Эго" возникла эгофутуристическая "Интуитивная ассоциация" во главе с поэтом, критиком, издателем Иваном Игнатьевым. В течение весны-лета эгофутуристическое издательство "Петербургский глашатай" выпустило целый ряд альманахов с названиями, которые своей экстравагантностью не уступали кубофутуристическим, - "Засахаре кры", "Бей, по выслушай!", "Всегдай", "Небокопы", "Развороченные черепа"; вышли книги И. В. Игнатьева "Эгофутуризм" и "Эшафот Эгокультуры".

В мае 1913 г. заявляет о себе еще одна футуристическая группа - "Мезонин поэзии" под предводительством Вадима Шершеневича, объединившая московских поэтов Хрисанфа (Льва Зака), Константина Большакова, Бориса Лавренева, Сергея Третьякова и Рюрика Ивнева (Михаила Ковалева). До конца года вышло несколько альманахов группы, в которых приняли участие и поэты, не входившие в "Мезонин поэзии". В частности, в сентябре был опубликован альманах "Вернисаж" при участии Валерия Брюсова и Павла Широкова, в октябре - "Пир во время чумы", а в ноябре - сборник "Крематорий здравомыслия", в котором среди прочих принял участие Игорь Северянин.

Наконец, в январе 1914 г. Николай Асеев, Сергей Бобров и Борис Пастернак, представлявшие "левое" крыло младосимволистского кружка "Лирика", объявили <> выходе из него и создании "Временного экстраординарного комитета "Центрифуга"". В марте 1914 г. в созданном ими издательстве "Центрифуга" вышел первый коллективный сборник группы "Рукопог", предваряемый манифестом "Грамота". Помимо Н. Н. Асеева, С П. Боброва и Б. Л. Пастернака, "Грамоту" подписал поэт Илья Зданевич, не входивший ни в какие группировки, а еще осенью 1913 г. совместно с художником Михаилом Ле-Дантю проповедовавший "всёчество" как новое направление в искусстве, которое должно эклектически синтезировать эстетическое наследие всех предшествующих эпох и культур.

Вообще уникальность футуристического движения в России, помимо прочего, заключалось еще и в том, что при наличии определенного ядра группировок, входивших в это движение, подчас трудно провести границу между ними, определить их состав. Начало русского футуризма ознаменовались двумя противоположными тенденциями: на фоне жесткой, бескомпромиссной борьбы, сопровождавшейся взаимными обвинениями в "пассеизме" и даже оскорблениями, происходила конвергенция различных группировок, которая выражалась в перетекании членов одних объединений в другие, проведении совместных "акций" (выступления, выпуск коллективных сборников и т.п.). Так, в январе 1914 г. в рамках "турне футуристов" в Крыму состоялась "Первая олимпиада футуристов". В Симферополе, Севастополе, Керчи вместе с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком выступали давний оппонент последнего Игорь Северянин, а также другой поэт, близкий эгофутуристам, автор сборника "Лирический поток: Лирионетты и баркаролы" (1914), меценат крымских гастролей Вадим Баян (Владимир Сидоров). В это же время в Петербурге вышел кубофутуристический альманах "Рыкающий Пар-пас", в котором принял участие И. Северянин. Альманах открывался декларацией "Идите к черту!", утверждавшей следующее:

") Всефутуристы объединены только нашей группой. 2) Мы отбросили наши случайные клички эго и кубо и объединились в единую литературную компанию футуристов".

Объединительную роль сыграл и вышедший в марте 1914 г. "Первый журнал русских футуристов", в который вошли стихи и статьи братьев Бурлюков, К. А. Большакова, В. В. Каменского, В. В. Маяковского, Б. К. Лившица, И. Северянина, В. Хлебникова, В. Г. Шершеневича, а также подборка антифутуристических фельетонов "Позорный столб российской критики". "Объединительные" издания будут выходить и позже, однако надо отметить, что футуристам гораздо проще оказывается найти общий язык со своими "учителями" - символистами, чем с "одноклассниками" в школе поэзии - акмеистами. Так, еще в марте 1913 г. вышел в свет сборник поэм Игоря Северянина "Громокипящий кубок", который принес автору широчайшую известность. Название к сборнику предложил Федор Сологуб, написавший к нему предисловие. В. Я. Брюсов принял участие в первом альманахе "Мезопина поэзии" "Вернисаж", не раз сочувственно откликался на печатные выступления футуристов, принадлежащих к различным группировкам, переписывался с А. Е. Крученых. В свою очередь, А. А. Шемшурин в 1913 г. издал работу "Футуризм в стихах В. Брюсова", рассмотрев, хоть и не без иронии, творчество именитого символиста в качестве предтечи футуризма.

Знаковым событием в русской поэзии стала публикация в феврале 1915 г. сборника "Стрелец", па страницах которого стихи и переводы А. А. Блока и Ф. Сологуба соседствовали с произведениями не только А. М. Ремизова и М. А. Кузмина, но и Д. Д. Бурлюка, В. В. Каменского, А. Е. Крученых и В. В. Маяковского. Изданный на дорогой бумаге, без футуристических изысков, сборник включал рисунки близкого символистам М. А. Врубеля и художников-авангардистов О. В. Розановой, Н. И. Кульбина, М. М. Синяковой.

1914-й оказался для футуристов годом не только закрепления успехов, но и начала кризиса. Если постоянная борьба, которую вели друг с другом различные группировки и группки, лишь подстегивала интерес к ним и подчас стимулировала творческие поиски, то существенным ударом для футуристического лагеря стала потеря целого ряда не последних фигур. Так, еще в марте 1913 г. из-за несчастной любви покончил с собой эгофутурист Всеволод Князев1, к мае умерла Елена Гуро. в январе 1914 г. покончил с собой Иван Игнатьев, в сентябре того же года - поэт "Центрифуги" Божидар (Богдан Гордеев), в ноябре - близкая "Мезонину поэзии" Надежда Львова. Самоубийство И. В. Игнатьева послужило причиной распада "Интуитивной ассоциации". Меньше года просуществовал и "Мезонин поэзии", закончив свою историю одновременно с эгофутуристической ассоциацией. Дольше других футуристических объединений просуществовала "Центрифуга", хотя и она не избежала раскола, когда летом 1914 г., сперва как филиал группы, а затем приобретая более самостоятельное значение, образуется харьковское издательство "Лирень", занимавшее более "левые" позиции, чем "Центрифуга".

Раскол в лагере футуристов прошел также но принципу отношения к Маринетти и возглавляемой им группе итальянских футуристов. Посетив но приглашению В. Г. Шершеневича и Н. И. Кульбина в январе 1914 г. Петербург и Москву, Маринетти был восторженно принят одними поэтами (в частности, К. А. Большаковым, И. М. Зданевичем) и категорически не принят другими. Так, Д. Д. Бурлюк выступил в газете "Новь" с резким письмом "К приезду Маринетти", а В. Хлебников и Б. К. Лившиц па вечере итальянца в зале Калашниковской биржи распространяли воззвание, в котором утверждалось следующее:

"Сегодня иные туземцы и итальянский поселок на Неве из личных соображений припадают к йогам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства на пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы. <...> Кружева холопства па баранах гостеприимства"".

По настоящим переломным моментом в истории отечественного футуризма стало начало мировой войны: даже наиболее активные "скандалисты", ощутили неуместность эпатажа в такое время; резко уменьшается количество их выступлений и публикаций. Некоторые из участников футуристических объединений (в частности, Б. К. Лившиц, К. А. Большаков, В. Гнедов, В. Г. Шершеневич и др.) были призваны на действительную службу. В декабре 1915 г. в Петрограде выходит альманах "Взял. Барабан футуристов" с произведениями В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова, H. Н. Асеева, теоретическими статьями О. М. Брика и В. Б. Шкловского. В открывающем издание манифесте "Капля дегтя" с подзаголовком "Речь, которая будет произнесена при первом удобном случае" Владимир Маяковский провозгласил следующее:

"Футуризм мертвой хваткой ВЗЯЛ Россию. Не видя футуризма перед собой и не умея заглянуть в себя, вы закричали о смерти. Да! футуризм умер как особенная группа, но по всех пас он разлит наводнением. <...> Первую часть нашей программы - разрушение мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если сегодня в наших руках вы увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего, и голос футуризма, вчера eme мягкий от сентиментальной мечтательности, сегодня выльется в медь проповеди".

В этот период многие футуристы предпочитают публиковаться в нефутуристических изданиях. В частности, Маяковский начинает сотрудничество с журналом "Новый Сатирикон". В ноябре 1914 г. в газете "Новь" под заглавием "Траурное ура" он напечатал антивоенные стихи Асеева, Большакова, Пастернака, Давида Бурлюка и др. Группирующиеся вокруг Маяковского поэты (в том числе Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, а также авторы "второго футуристического призыва") очевидно тяготеют к тому, чтобы вслед за Маринетти придать футуризму политическое звучание, в "левом" искусстве они все больше видят орудие социальной борьбы и революционного переустройства общества. Именно они восторженно принимают революцию, сразу же включившись в идеологическую борьбу. В марте 1918 г. выходит "Газета футуристов", где публикуются "Декрет № 1 о демократизации искусств" и "Манифест летучей федерации футуристов". В манифесте содержался призыв вслед за политическим и социальным рабством сбросить и рабство духовное, а также провозглашались принципы нового, демократического искусства - искусства революционных масс. В том же году 1 мая футуристы участвовали в праздничном оформлении Москвы и Петрограда, па практике реализуя тезис Маяковского: "Улицы наши кисти, / Площади наши палитры". В ноябре в Петроградском театре музыкальной драмы в постановке В. Э. Мейерхольда состоялась премьера первой редакции "Мистерии-буфф" Маяковского, а вскоре, в январе 1919 г., было объявлено о создании в Петрограде группы "комфутов" ("коммунистов-футуристов") под предводительством Бориса Кушнера - так политика напрямую соединилась с искусством.

Если в столицах футуризм приобретал все более отчетливое политизированное звучание, новаторский пафос подчиняя пафосу классовой борьбы и строительства нового мира, то в провинции утверждало свои позиции его левое крыло, далекое от политики. Наиболее значительным футуристическим объединением стала тифлисская группа "Г", организованная перебравшимися в Тифлис ветеранами футуристического движения А. Е. Крученых, И. М. Зданевичем при участии Игоря Терентьева и Николая (Колау) Чернявского. Согласно манифесту группы, "Компания 41° объединяет левобережный футуризм и утверждает заумь как обязательную форму воплощения искусства"". Группа организовала одноименное издательство и газету (вышел один номер), выпустила ряд книг и сборников, проводила художественные выставки, пропагандируя заумное искусство.

Борьба между "политической" и "эстетической" ветвями футуризма наиболее наглядно проявила себя, когда в феврале 1918 г. в Политехническом музее прошел вечер "Избрание короля поэтов", на котором был "коронован" Игорь Северянин. Протестуя против такого решения, Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк там же провели вечер с неслучайным названием "Пропив всяких королей". Стремясь донести до публики свое видение изменившихся задач искусства в послереволюционное время, разделявшие политическую платформу большевиков футуристы старались направить ширящееся футуристическое движение в "нужное русло". Так, в 1921 г. на Дальнем Востоке (Владивосток - Чита) было создано новое футуристическое объединение "Творчество", выросшее из вышедшего за год до того одноименного журнала, в котором приняли участие Д. Д. Бурлюк, Н. Н. Асеев и С. М. Третьяков. Именно последние двое составили костяк группы (Д. Д. Бурлюк вскоре перебрался в Америку), в которой приняли участие также Петр Незнамов (Лежанкин), Владимир Силлов, Сергей Алымов, Венедикт Март (Матвеев) и др.

Именно эта группа вместе с "комфутами" послужила базой для создания в 1923 г. во главе с Маяковским Левого фронта искусств - ЛЕФа, взявшего па себя роль главного наследника раннефутуристического движения в советской литературе. "Мы, лефы, ведем свое начало от "Пощечины общественному вкусу"" - заявлял один из наиболее активных "лефовцев" С. М. Третьяков. И действительно, многие программные положения Левого фронта: борьба с вымыслом и психологизмом, концепция "производственного искусства", установка на жизнестроение, "сознательное и органическое созидание будущего" (Б. И. Арватов) - заставляют рассматривать эту группировку как прямую продолжательницу русского футуризма. Впрочем, и другие группировки, обрадовавшиеся в первые послереволюционные годы, вольно или невольно вынуждены были ориентироваться на футуристическое наследие. Декларативно ведя с футуризмом непримиримую борьбу, в действительности они "растащили" его наследство, развивая или даже абсолютизируя то или иное открытие, сделанное на заре футуризма. Возможно, самым благородным из наследников футуризма, не считая ЛЕФа, стала группа "ОБЭРИУ" - "Объединение реального искусства" (А. И. Введенский, Д. И. Хармс, Н. М. Олейников, Н. А. Заболоцкий и др.), члены которой с большим вниманием относились к опытам в области "зауми" и "сдвигологии" А. Е. Крученых, экспериментам В. Хлебникова, "фонической музыке" А. В. Туфанова и др.

Между тем опыты футуризма оказались весьма плодотворны и для поэтов, чье творчество развивалось вне авангардной парадигмы: позднего В. Я. Брюсова, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама. Новый всплеск интереса к футуристическим открытиям наблюдается в 1950 1960-е гг., когда гражданский, трибуиный пафос был востребован официально признанными "эстрадными" поэтами (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский), а опыты в области наивной или конкретной поэзии - неофициальной Лианозовской группой. Разные стороны футуристической эстетики нашли свое продолжение в творчестве и других поэтов-нонконформистов - Н. Глазкова, Г. Айги, В. Сосноры, поэтов ленинградской "филологической школы" (А. Кондратов, М. Еремин, В. Уфлянд), уральских поэтов-трансфуристов (В. Эрль, Ры Никонова). Наконец, свое логическое продолжение они нашли в поэзии Московского концептуализма.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов : "кубо" - от пропагандировавшегося ими в живописи кубизма, "футурум" - будущее. Было и другое название у этой футуристической группы - "Гилея" (так на древнегреческом языке называлась та часть Таврической губернии, где в 1910-е годы жила семья Бурлюков и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Поэт В. Хлебников дал группе еще одно название - будетляне; по словам В. Маяковского, "будетляне - это люди, которые будут. Мы накануне".

В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов "Пощечина общественному вкусу". Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников). Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. "Только мы - лицо нашего Времени", - утверждали они.

Но кубофутуристы не были единственной литературной футуристической группой:

  • в Петербурге в 1911 году возвестили о своем появлении эгофутуристы во главе с И. Северяниным; в группу входили К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов, Г. Иванов.
  • группу "Мезонин поэзии" в 1913-1914 годах составили В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев, Хрисанф.
  • в течение 1914-1916 годов существовала футуристическая группа "Центрифуга", в которую вошли С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар.

Существование каждой из футуристических групп было недолгим: они появились перед Первой мировой войной и распались в первые военные годы. Каждая из этих групп считала, как правило, именно себя выразительницей идей "истинного" футуризма и вела ожесточенную полемику с другими группами.

Говоря о футуристах, чаще всего имеют в виду самых известных из них - кубофутуристов: Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Василия Каменского и других. Наглядное представление об их литературной программе дают цитаты из их сборников ("Садок судей П", "Пощечина общественному вкусу" и др.): "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С Парохода Современности"; "Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)"; "Мы расшатали синтаксис... Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике"; "Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах"; "Нами сокрушены рифмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках..."; "Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот".

Футуристы объявили о приходе художника с новым взглядом на мир, глашатая нового мира, и А. Крученых в статье "Декларация слова, как такового" (1913) заявлял: "Художник увидел мир по-новому и, как Адам, дает всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово лилия, захватанное и “изнасилованное”. Поэтому я называю лилию еуы - первоначальная чистота восстановлена".

Эстетические, литературные принципы футуристов, как и названия их сборников ("Пощечина общественному вкусу", "Дохлая луна", "Доители изнуренных жаб", "Танго с коровами") потрясали современников, вызывали возмущение и всевозможные упреки. Футуризм как явление выходил за рамки собственно литературы: он воплощался в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский - в "женской", по тогдашним критериям, желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п. В действительности же далеко не всё, чем футуристы удивляли публику, следует воспринимать всерьез. В. Маяковский сам вскоре, с началом войны, признал: "...у нас было много трюков только для того, чтобы эпатировать буржуа... футуризм для нас, молодых поэтов, - красный плащ тореадора..."

Общей основой движения было стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (В. Маяковский) и стремление осознать и выразить через искусство грядущий мировой переворот и рождение нового человека. Но была поставлена цель не только осознать и выразить смену эпох, - искусство само должно было стать активной преобразующей силой, способной преобразить мир.

В отличие от своих предшественников символистов, футуристы стремились сделать литературное искусство, литературное слово демократичным, массовым (поэзия должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади); стремились дать в искусстве современные, адекватные новому динамичному времени средства самовыражения. В. Хлебников даже пытался предложить человечеству новый универсальный язык. По размаху жизнетворческих притязаний футуристы превосходили символистов. Слово у футуристов опредмечивалось, то есть становилось самоценным, самодостаточным (не отражающим, а замещающим предметы и явления, само становящееся предметом); его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфем и звуков.

Любопытными были эксперименты футуристов (прежде всего В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых) в области стиха, поэтического слова. Так, в свое время скандальную известность получило "стихотворение" А. Крученых "Дыр - бул - щыл...":

Дыр - бул - щыл Убещур Скум Вы - со - бу Р - л - эз 1913

Сам А. Крученых утверждал: "...в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина". Стоит ли принимать всерьез это утверждение? Есть ли в этом "стихотворении" что-либо, помимо желания эпатировать публику? Коль скоро мы не можем говорить о содержательной стороне этого произведения (для этого просто нет оснований), то все дело здесь, очевидно, заключается в звуковой оболочке - звучании (фоносемантике) придуманных Крученых "слов". Иначе, является ли звуковая оболочка, одежда слова содержательной? Как относиться к "заумному языку" ("зауми") футуристов?

Согласно исследованиям А.П. Журавлева и других ученых, информацию несут не только слова (их лексические значения), но и звуки, звуковая оболочка слова. Например, звуки имеют цветовые соответствия: [а] - ярко-красный; [о] - яркий светло-желтый или белый; [и] - светло-синий; [е] - светлый желто-зеленый; [у] - темный сине-зеленый; [ы] - тусклый темно-коричневый или черный. Звуки имеют также эмоциональные соответствия: [д] - темный, холодный, печальный; [р] - шероховатый и т.д.

Исходя из эмоциональных и цветовых характеристик звуков, входящих в "стихотворение" А. Крученых, его можно, обладая известной долей фантазии, "интерпретировать" как образ грозы (возможно, сопровождающей смену исторических формаций). По одной из предложенных версий 1 прочтения этого "стихотворения" слова "дыр", "бул", "щыл" ассоциируются с чем-то черным, холодным, печальным, грубым, тяжелым, устрашающим. Возможно, они рисуют предгрозовое состояние природы: "дыр", "щыл" - темно-черное небо; "бул" - темная сине-зеленая растительность на земле; слово "убещур" ассоциируется с темным, медленным, страшным, тусклым, с проблесками светлого желто-зеленого цвета. Возможно, это светлые желто-зеленые вспышки на темном сине-зеленом поле. Слово "скум" - это нечто холодное, злое, тихое, темное, могучее и надменное. Похоже на темно-синюю поверхность облаков. Все это может восприниматься как предисловие, как предчувствие грозовых событий, будто тучи ползут по небу; И вот поворот - яркая вспышка озарила небосвод: "Вы - со - бу". "Вы" - активное, большое, веселое, громкое и величественное; "со" - вспышка; холодное, светлое, легкое и большое; "бу" - шероховатое, холодное, похожее на удар. Возможно, это яркая белая вспышка на темном синем фоне. "Р - л - эз" - первые звуки повторяют звуки первой строки, но только кратко и экспрессивно, словно тьма после вспышки окутала небосвод. "Эз" - нечто величественное, светлое, быстрое, звенящее и оптимистическое. Похоже на отблески вспышек молнии на земле.