Иерархии циклов. От ритмики летных происшествий до иерархии циклов общества

Августина Филипповна Семенко

Иерархии циклов

/ А.Ф. / «Я стала приезжать к нему в больницу два раза в неделю – и проведать его как пациента, и как к консультанту. 11 мая его должны были выписать после завершения больничного лечения. Жил он один, но его состояние не позволяло ему самостоятельно реабилитироваться после болезни. Для устойчивого выздоровления был нужен постоянный уход. Я договорилась с одной из своих знакомых, что поселю его на время выхаживания в ее двухкомнатную квартиру. Но накануне она внезапно отказалась. Я позвонила Лиане и описала ситуацию. Она согласилась принять его у себя. Так Вронский оказался у нее, в однокомнатной квартире. Дома был ребенок, а муж – в командировке в Казани.

Надо было знать Вронского! Он даже из больницы не мог приехать просто так! Вместе с ним мой муж привез его бумаги, пишущую машинку, книги и все остальное, необходимое для его жизни.

Когда я вечером пришла к Лиане, то увидела картину, напоминавшую Меншикова в ссылке. Уже на следующий день я нашла варианты его размещения, помня обещание, данное Лиане. Но Сергей Алексеевич заявил, что никуда отсюда с места не сдвинется и его все здесь устраивает.

Мы с Лианой были готовы к его выхаживанию, так как к этому времени изучили и траволечение, и голодание по Николаеву, и соколечение, и водолечение по Кнейпу, и обертывание, и многое другое из народных методов оздоровления, включая йогу. Ему пришлось все это вытерпеть. Так мы его выходили».

Все эти годы не прекращалась напряженная работа на аэродроме. После длительного периода работы на должности ведущего конструктора по сложным объектам на фирме Сухого, кроме основной деятельности по истребителям нового поколения, Августина Филипповна сумела собрать огромный научно-статистический материал и по вопросам безопасности полетов с использованием астрологических методик.

Летом 1978 года Августина Семенко возвращается на Туполевскую фирму, что могло бы показаться неожиданным.

Заместитель Генерального по летным испытаниям, начальник ЖЛИиДБ Михаил Владимирович Ульянов рассказывает, как Августина Филипповна внедряла в инженерную деятельность знания космобиологии: «Августина Семенко была яркой звездой в созвездии аналитиков-испытателей Туполевской фирмы. Энергичная, с хорошим университетским образованием и умеренными амбициями, она буквально ворвалась в элиту испытателей авиационной отрасли. Кроме этого, Августина Филипповна оказалась великолепным, весьма тактичным педагогом. Учила нас, молодых специалистов, азам обработки материалов летных испытаний. Когда пришла пора вычислительной техники и магнитных регистраторов, Августина не упустила шанса и оказалась в первопроходцах такого кажущегося теперь элементарным дела.

Заслуженный летчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза Эдуард Ваганович Елян, большой поклонник всего нового, одобрил желание Августины Филипповны создать группу биоритмологии и назначил ее начальником этой группы. Августина со свойственным ей напором не только организовала группу, но и создала великолепную базу данных. Группа успешно работала и принесла много пользы в подготовке летного состава и нормализации взаимоотношений в далеко не бесконфликтной среде».

Разумеется, создание экспериментальной службы было согласовано с Генеральным конструктором Алексеем Андреевичем Туполевым. (На знаменитой фирме к этому времени произошла естественная смена поколений: вскоре после смерти Андрея Николаевича Туполева в 1973 году Генеральным конструктором был назначен Алексей Андреевич Туполев.)

Еще с начала 1960-х годов Алексей Андреевич возглавил весь цикл работ по созданию первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. С удивительной настойчивостью и последовательностью Алексей Андреевич, уже как Генеральный конструктор, отстаивал новые решения и доказывал необходимость эксплуатации Ту-144. Однако катастрофа Ту-144 под Егорьевском, произошедшая 23 мая 1978 года во время испытательного полета, стала основным поводом для прекращения полетов Ту-144 с пассажирами.

Командиром экипажа самолета был опытнейший летчик-испытатель Эдуард Елян. Позже он вспоминал: «Какая злость у меня появилась после того, как понял, что машина горит и спасти ее невозможно! Причем эта злость нарастала на фоне мыслей о том, что гибнет наш первый серийный самолет, который должен начать пассажирские перевозки на Хабаровск. Ну, то есть никаких мыслей о себе не было ни одной секунды, только боялся задохнуться от этого проклятого дыма. Ну, для этого, кроме редкого дыхания, пришлось напрячь свой организм, как это принято делать на больших перегрузках: или кричишь (на выдохе), или делаешь выдох с голосовым звуком. А бросить штурвал не мог. В последнюю секунду подумал: если машина развалится, то пусть хоть мои руки останутся с этим штурвалом. Думал, на кой хрен мне жизнь, если не смог, как командир, уберечь такой самолет…»

Ту-144 летел на высоте 1500 метров, продолжая быстро снижаться. Из-за малой высоты пилоты приняли решение не покидать охваченную пламенем машину, тем более что в этом случае была высока вероятность попасть под огонь, который уже бушевал снаружи. Так как долететь до аэропорта не было возможности, то летчики решили осуществлять аварийную посадку. Течь топлива в зоне моторной гондолы продолжалась до конца полета. Пилоты до последнего старались держать нос самолета приподнятым, пока носовой обтекатель не врезался в землю. Из восьми человек экипажа двое при жесткой посадке погибли, все остальные получили ранения разной тяжести.

Совпадение или нет, но через месяц после трагедии А.Ф. Семенко возвращается на Туполевскую фирму, чтобы создать и возглавить группу биоритмологии.

Шеф-пилот первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Э.В. Елян пришел на должность начальника Летной службы ЖЛИиДБ, имея за плечами огромный опыт и знания. Новая должность не сулила ему спокойной жизни: с помощью любых средств нужно было сплотить сложный летный коллектив. «Сколько труда, пота и нервных клеток потратил он, с нуля начав создание системы объективного контроля, – рассказывает М. Ульянов. – Эдуард Ваганович был увлеченным человеком, а у Августины Филипповны были свои идеи о том, какие факторы необходимо учитывать при назначении летчиков на полеты. Они сошлись с Тиной на этой почве. Она составляла графики и рекомендовала, кого в тот или иной день лучше не трогать, а кого, наоборот, можно смело назначать на полеты. Так великолепный аэродинамик и математик Августина Филипповна Семенко, при активной поддержке Еляна, создала в летном подразделении службу биоритмологии, позволяющую использовать астрологические методы применительно к испытательным полетам. Что, между прочим, позволило снизить число нештатных ситуаций на Туполевской ЛИиДБ! А ведь мы делали больше 2 тысяч испытательных полетов в год».

Наверное, это был один из самых интересных и плодотворных периодов в работе А.Ф. Семенко, когда на практике соединились все ее знания, сбылось то, к чему шла долгие годы. И она бросилась с головой в новое, неизведанное с такой самоотверженностью, с какой работают только люди, беззаветно влюбленные в авиацию!

Известный российский астролог Юрий Юрьевич Олешко, говоря о методах работы А. Семенко, подчеркивает ее новаторскую сторону – прогностическую. Это главное отличие научного направления астрологии Семенко от модных тенденций астрологических школ начала 90-х годов, в частности школы Хубера, считающих астрологию вспомогательным инструментом психоанализа.

«Более того, позиция Августины Филипповны основывалась на личном опыте работы, – подчеркивает Ю.Ю. Олешко, – на аэродроме в Жуковском, где проводятся испытания новейших образцов авиационной техники. Особенность астрологического сопровождения испытаний заключается в постоянном анализе состояния и функционирования системы «самолет – экипаж» в меняющихся условиях внешней среды, в частности погоды. Естественно, что психологическая составляющая (здесь ее уместнее назвать «человеческим фактором») также является предметом прогнозирования в силу естественной склонности ее к флуктуации.

Чтобы лучше представить обстановку, в которой работала Августина Филипповна, приведу один эпизод. На аэродром прибыл на испытания опытный самолет. В процессе наземной части испытаний вышел из строя один из коммутационных блоков. Руководство института по согласованию с заводом-изготовителем приняло естественное решение – заменить вышедший из строя блок новым и продолжить испытания. Августина Филипповна обратила внимание на то, что это происшествие случилось на ретроградном движении Меркурия. Обратились с вопросом на завод-изготовитель: не выходил ли из строя этот блок в период, когда Меркурий был директным. (Естественно, что заводчанам про ретроградный Меркурий не говорили, чтобы не пугать: просто сообщили временной промежуток.) С завода ответили, что на блоке были неисправности и он был заменен перед отправкой самолета в ЛИИ. Последовало обращение к руководству с рекомендацией существенно изменить конструкции блока. Его отказы носили системный характер, и простая замена неисправного блока на такой же новый не смогла бы решить проблему. Все это в свою очередь могло отрицательно сказаться на надежности эксплуатации серийных машин в воинских частях.

Этот пример, как один из многих, пусть не столь драматичных, показал, что в распоряжении астролога должен быть инструмент, позволяющий оперативно оценивать астрологическую ситуацию и ее влияние на физические объекты в пределах конкретного временного периода, как в прошлом, так и в будущем».

Как соавтор программы Almagest и автор программы Almagest Horary, Юрий Юрьевич считает вклад А.Ф. Семенко в разработку данных программ значительным. Все, кто работает с данной программой, знают, что в девятой версии Almagest’a график аспектов назван Диаграммой Семенко. Так была отдана дань благодарности и памяти Августине Филипповне Семенко как выдающемуся российскому астрологу XX столетия.

/ Ю. Ю. / «Поскольку самый удобный для работы способ отображения во времени любого процесса – графический, в отличие от табличного, Августиной Филипповной был предложен и с успехом применялся график, отражающий динамику транзитных аспектов, при этом по оси абсцисс (оси реального времени) откладывалось текущее время с наложенным на эту же ось временем действия аспектов, а по оси ординат – интенсивность аспекта. Такой график позволял наглядно отобразить время точного аспекта, оценить время одновременного влияния нескольких аспектов, время изменения направления движения планеты, ситуации, когда складывающийся аспект не становится точным из-за смены направления движения одним из участников аспекта. Оперативное получение этих данных непосредственно из таблиц эфемерид связано со значительной трудоемкостью и высокой вероятностью ошибок, что совершенно недопустимо при ограниченном времени на составление прогноза и принятие решения.

В 1970-х годах графики приходилось строить вручную, заблаговременно, перенося данные из таблиц Михельсона на миллиметровку. В начале 90-х годов началась работа над созданием серии программ Almagest, которая разрабатывалась совместно с Сергеем Тарасовым. Развитие и совершенствование программы Almagest продолжается и в настоящее время. Первоначально идея графического отображения аспектов была реализована Тарасовым в программе, которая называлась Almafast, затем Alma-S, а начиная с версии Almagest v.7.0 эта программа вошла в нее отдельным блоком, при этом она позволяла создавать и затем распечатывать графики всех разворотов, которые осуществляет программа Almagest, то есть не только транзиты, но и прогрессии, дирекции».

Эхо земных бурь

На Туполевской фирме набирались обороты по созданию боевых самолетов Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142, Ту-142М, а также беспилотных разведчиков Ту-141, Ту-143 и Ту-243. Огромное число предприятий и организаций авиапрома, смежных с ним отраслей под техническим руководством А.А. Туполева работали над реализацией Ту-160. Страна получила самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, любовно называемый «Белый лебедь». А в области гражданской дозвуковой авиации непрерывно велись работы по поиску наиболее экономичных самолетов с новыми реактивными двигателями высокой двухконтурности. В результате совместных испытаний ЦАГИ и КБ А.А. Туполева появилась возможность реализовать данные идеи в проекте самолета Ту-204 (семейство его модификаций отвечало требованиям XXI века и было призвано стать самыми массовыми и экологически чистыми гражданскими самолетами страны).

Тем временем Августина Филипповна готовила докладную научную записку о значимости работы группы биоритмологии.

Начальнику Туполевской ЛИиДБ

Донату Андреевичу Кожевникову

Еще не утихли споры, еще сама постановка вопроса о влиянии космических факторов на земные процессы вызывает у некоторых специалистов гримасу усмешки или недоумения. «Наружный лик земли и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил», – писал А. Чижевский. На стыках познания живой и неживой материи он основал несколько научных дисциплин. Одна из них именуется сегодня гелиобиологией. Вошедшее в шестой том последнего издания большой советской энциклопедии, это выражение (а с ним, разумеется, и новый предмет исследования) обрело наконец право гражданства в ученом мире. А ведь не далее как десять лет назад оно казалось кое-кому либо нонсенсом, либо попыткой возродить в новом виде звездочета.

Советский ученый, биофизик, один из основателей гелиобиологии Александр Чижевский в своих работах, опирающихся не столько на математико-статистические обобщения известных факторов, но и на лабораторные эксперименты, убедился, что жизнь на земле во всех ее проявлениях – от индивидуальных организмов до популяций и сообществ – протекает под непосредственным динамическим воздействием космоса. Понятие «внешняя среда» должно включать в себя и мировое пространство со всем его великим многообразием особенностей, условий, сил и связей. Этим завершена ломка геоцентрических воззрений, начатая четыре с лишним века назад Николаем Коперником. Чижевский писал: «Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайностей игры земных сил». Основная концепция Чижевского – это универсальность проявления солнечной активности в жизни нашей планеты. Она знаменует собой окончательное преодоление противоположности между земным и космическим в познании природы на всех уровнях движения материи.

В современных условиях, когда возрастает сложность и напряженность функционирования разнообразных технических систем, главная роль в управлении которыми предоставлена человеку, к надежности работ психофизиологической сферы предъявляются все более высокие требования. Но примерно 25 процентов всех людей предрасположены к несчастным случаям, как считает американский исследователь доктор Г. Кан. В силу особенностей своего характера и темперамента они оказываются виновниками различных происшествий и, как правило, их жертвами. Неустойчивость нервной системы делает их организм весьма восприимчивым к разного рода воздействиям. Неудивительно, что 80 процентов нарушений работы сложных технических систем происходит сегодня не по причине тех или иных конструктивных и технологических несовершенств, а по вине человека.

У каждого человека свой тип нервной системы, свой уровень тренированности, свои психологические и социальные особенности. Человеческий организм сложен. Это выражается не только в сложности его структурной организации, охватывающей всю совокупность взаимосвязанных компонентов, находящихся в состоянии динамического равновесия, но и в чрезвычайном разнообразии режимов взаимодействующих друг с другом процессов.

Каждый такой процесс характеризуется своим собственным ритмом. Все ритмы, вместе взятые, определенным образом соотносятся друг с другом. Они подвержены изменениям в зависимости от режима осуществления организмом своих физиологических функций. Они тесно связаны с ритмами внешней среды.

Мера устойчивости живой системы в стабильности ее ритмов. Изучение суточных и сезонных колебаний физиологических функций позволяет судить об адаптивно-приспособительных реакциях организма. Вызванное тем или иным фактором нарушение ритма нормального процесса в каком-либо звене сложнейшей живой системы вносит рассогласование во взаимодействие четко скоординированной структуры функций – разнобой циклов сопряженных механизмов различных уровней регуляции. В итоге система выходит из равновесия. заболевающий или ослабленный организм представляет собой систему, находящуюся в состоянии неустойчивого равновесия. для нее может быть достаточно небольшого импульса извне – резкого изменения метеорологических или геофизических параметров внешней среды, – чтобы она пошла вразнос. Ответная реакция живых существ на воздействие гелиогеофизических факторов разнообразна. Проявления ее вовне у человека специфичны ввиду качественной особенности его природы.

Могут ли космические, геофизические и метеорологические факторы влиять на психическое состояние и социальное поведение отдельных людей, а также целых групп и сообществ? Вопрос существенно важный. Ответ на него имеет значение для прогнозирования состояния и поведения человека или человеческих коллективов в связи с изменениями физических параметров внешней среды, для предотвращения неблагоприятных воздействий на его работоспособность и жизнедеятельность. Прикладная значимость данного вопроса очевидна, особенно в задачах, решаемых сегодня инженерной психологией, психологией и психофизиологией труда, теорией планирования и управления производственной деятельностью, космической биологией и медициной.

Ведущий инженер по летным испытаниям, заместитель начальника бригады аэродинамики, организатор службы биоритмологии А.Ф. Семенко

Этот доклад относится к 1978 году, когда, по словам А. Семенко, «в жизни наступила та точка, в которой сошлись все мы со всем своим жизненным опытом, физическим и эмоциональным состоянием, со своими связями, знакомствами и жизненным багажом». Трудно не заметить, что в тексте доклада есть очевидное влияние ученых Л. Голованова и В. Пушкина.

Осенью этого же года Сергей Алексеевич Вронский, окончательно выздоровев благодаря усилиям Августины Филипповны, ее мужа Алексея Елисеевича и Лианы Михайловны Жуковой, вернулся домой. Консультации уже продолжились в его московской квартире.

/ А.Ф. / «Он назвал нас группой, а занимался с нами двумя. Я не считала нас группой – для меня это было не вполне логично. Но он так серьезно отнесся к этим занятиям с самого начала, что во время вступительной речи я плакала. То, о чем он рассказывал, было для меня настоящим открытием в области астрологии, хотя, казалось бы, мы пришли к нему подготовленными людьми и кое-что уже умели. И мы тогда вполне обоснованно считали, что нам нужна только консультация, ну, может быть, несколько консультаций, а вовсе не учеба. Сергей Алексеевич – мой учитель и наставник с большой буквы! Быть учеником – это очень многое по отношению к учителю, а «дотянуться» до Сергея Алексеевича очень непросто. К тому же астрология не единственная сторона дара С.А. Вронского».

Лиана Михайловна Жукова дополняет: «У Вронского была большая астрологическая библиотека, и теперь, имея доступ к этой литературе, можно было построить гороскоп гораздо быстрее. Потом Сергей Алексеевич вместе с Августиной начали работать над его лекциями и переделывать их, потому что какие-то ее соображения и наработки Вронский не отвергал. Все творчески осмыслялось. Иногда к этой работе и я подключалась, спорила, но, думаю, бесполезно было спорить с такими глыбами. До сих пор не понимаю, почему они меня терпели…»

«Нельзя забывать, что свой путь в астрологию Августина Филипповна начинала еще в 1950-х годах с переводов немецкого астролога Яна Кеффера, задолго до встречи с С.А. Вронским и почти одновременно с началом работы в бригаде аэродинамиков, с участием во всех разборах по нештатным ситуациям в заводских испытаниях, – подчеркивает Татьяна Генова, авиационный инженер, дочь ведущего инженера по летным испытаниям Н. Генова. – Заводские испытания отличаются от эксплуатационных – они сложнее, их задача – определить пределы машины по всем техническим характеристикам. Порой причину катастроф и аварий нельзя было объяснить. Благодаря знаниям, уму и наблюдательности она сразу обращала внимание на, казалось бы, необъяснимые явления, их цикличность и закономерность, в частности при разборе нештатных ситуаций на послеполетных совещаниях. Августина Филипповна искала путь, который поможет нащупать, найти объяснение необъяснимому! Я думаю, что занятие астрологией – вполне логическое продолжение ее образования и даже, правильнее сказать, самообразования, которое, по ее мнению, было необходимо и для жизни, и для поиска новых подходов к работе испытателей».

В архиве А.Ф. Семенко был найден напечатанный самим Вронским любопытный документ. Он назвал его «Обращение к первой группе биоритмологов, поступивших на курсы повышения квалификации при Космобиологической лаборатории проф. С.А. Вронского». На девяти страницах Сергей Алексеевич подробно описывает требования и специфику работы астролога-космобиолога. Возможно, именно этот текст читал профессор своей первой группе, состоящей из двух учениц. Это свод правил и законов, которые должен соблюдать астролог.

Вот только некоторые из них:

«Наша профессия космобиолога сугубо специфична. От нас требуется не только талант и призвание, нечто большее, как, например, высокая интуиция и значительная проницательность. Кроме того, мы должны обладать огромным энтузиазмом, истинно любить и быть преданными своему делу, а также чувствовать высокую ответственность перед людьми, для которых мы будем составлять диагнозы и прогнозы, которых мы будем консультировать и которым мы будем давать советы и рекомендации. Бескорыстие, чистота души, исключительная честность, благожелательность и человеколюбие, беспристрастность при обработке любого доверенного материала – да будут вашими спутниками до конца вашей жизни. Профессия космобиолога имеет много весьма узких специальностей, которые особенно широко используются за рубежом. Основные и наиболее популярные из них следующие: космобиолог-биоритмолог (особенно при службе безопасности); космобиолог-психолог (в практической медицине); космобиолог-хронобиолог (при научной работе в медицине и биологии); космобиолог-прогнозист (в разных сферах народного хозяйства, спорте, научных исследованиях и т. п.).

Основная задача космобиолога-биоритмолога: предупреждать клиента о приближающейся душевной буре или соматическом заболевании, об угрожающей опасности любого характера, указывая на точный или приблизительный период времени, когда человек должен быть начеку или даже не приступать к исполнению своих обязанностей.

Вопрос в том, влияют или не влияют космические факторы на биосферу Земли как таковой, уже в любом научном обществе снят с повестки дня. Эта проблема была решена фундаментальными исследованиями как зарубежных, так и советских ученых. Что там говорить о современных ученых, когда уже древние мудрецы с незапамятных времен заметили и признавали, что главным фактором, влияющим на подлунную сферу, на все живое и не живое на Земле, являются именно космические силы. Даже больше, они эмпирическим путем, в результате многовековых наблюдений, установили, что основным феноменом этих сил являются вибрации всех видов излучений, создаваемых Солнцем и всеми остальными планетами нашей Солнечной системы во время прохождения их через двенадцать знаков Зодиака, их взаимоотношения между собой и взаимодействие друг с другом.

В настоящее время уже ни для кого не является секретом, что космическое пространство не вакуум, не пустота, что оно заполнено не только газом и космической пылью, а также и самыми различными физическими полями: электрическими магнитными полями, создаваемыми в результате радиоволн, рентгеновских и других излучений как близких, так и далеких созвездий, галактик, туманностей, отдельных звезд, планет, космических тел.

Хотелось бы подчеркнуть следующий весьма важный фактор космического влияния, который всегда и постоянно будет связан с вашей практической работой. Все возмущения на Солнце, в том числе и электромагнитная и корпускулярная радиация, создавая электрические и магнитные бури и другие феномены в атмосфере и биосфере Земли, незамедлительно вызывают возрастание числа аварий и катастроф на транспорте, несчастные случаи на производстве, смертные случаи в больницах, a также усиливается взрывоопасность конфликтных ситуаций в семье, рабочих коллективах, в отдельных группах общества и в массах людей. В это время обостряются хронические заболевания, усиливаются функциональные расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастает число различного рода и характера приступов и припадков, инфарктов миокарда и легких, мозговых инсультов; изменяются показатели крови, как у больных, так и у здоровых людей: число лейкоцитов уменьшается, число лимфоцитов возрастает, а эритроциты имеют тенденцию усиливать электрический заряд.

Все это вы должны будете учитывать при работе с вашими клиентами. Совокупность космических явлений в момент рождения человека, наследственность и окружающая среда, вместе взятые, уже создают определенные предпосылки для формирования его темперамента и характера, таланта и способностей, предрасположение к тем или другим заболеваниям, к различного рода отличительным чертам, свойствам, качествам и т. п., которые, в свою очередь, вместе взятые и определяют судьбу каждого отдельного индивидуума».

I Международная астрологическая конференция состоялась в начале октября 1990 года в Звенигороде, собрав всех российских ведущих астрологов, а в январе 91-го в Москве открылась Академия астрологии, возглавляемая Б. Левиным. Августина Филипповна начала вести в Академии семинары, они были успешными, и через год она решает открыть свою школу, которую назвала Школой С.А. Вронского. На открытие Школы с приветственной речью приехал легенда отечественной астрологии Сергей Алексеевич Вронский. «Встреча с Вронским продолжалась более трех часов и, конечно, на всю жизнь осталась в памяти как одна из самых интересных, – вспоминает старший научный сотрудник ЦАГИ, кандидат технических наук, староста группы по астрологии Ираида Константиновна Томс. – Мы узнали, что он дипломированный специалист по научной астрологии, имеет большой опыт практической работы в этом направлении и, кроме этого, у него много других специальностей: доктор медицины, хирург, доктор философии, психотерапевт, биорадиолог. Сергей Алексеевич долго и очень интересно отвечал на наши многочисленные вопросы. Тогда же он сказал, что считает Августину Филипповну своей самой лучшей ученицей».

В феврале 1991 года Лиана Михайловна и Сергей Алексеевич оформили свои отношения официально. Почти 24-летняя разница в их возрасте совершенно не замечалась. О жене Сергей Алексеевич говорил с большой теплотой: «Идеально, конечно, астрологу быть отшельником, но если есть семья, то лучше всей семьей овладевать астрологической наукой. Мне лично очень повезло в том, что моя супруга Лиана Михайловна стала моей ученицей и ближайшим помощником. Дело еще и в том, что я являюсь никудышным математиком, а Лиана Михайловна, окончившая Казанский университет с дипломом математика-конструктора, как нельзя лучше подходит к роли помощника. Кроме того, она еще и блестящий программист, работающая на любых ЭВМ».

I Международная астрологическая конференция состоялась в начале октября 1990 года в Звенигороде, собрав всех российских ведущих астрологов, а в январе 91-го в Москве открылась Академия астрологии, возглавляемая Б. Левиным. Августина Филипповна начала вести в Академии семинары, они были успешными, и через год она решает открыть свою школу, которую назвала Школой С.А. Вронского. На открытие Школы с приветственной речью приехал легенда отечественной астрологии Сергей Алексеевич Вронский. «Встреча с Вронским продолжалась более трех часов и, конечно, на всю жизнь осталась в памяти как одна из самых интересных, – вспоминает старший научный сотрудник ЦАГИ, кандидат технических наук, староста группы по астрологии Ираида Константиновна Томс. – Мы узнали, что он дипломированный специалист по научной астрологии, имеет большой опыт практической работы в этом направлении и, кроме этого, у него много других специальностей: доктор медицины, хирург, доктор философии, психотерапевт, биорадиолог. Сергей Алексеевич долго и очень интересно отвечал на наши многочисленные вопросы. Тогда же он сказал, что считает Августину Филипповну своей самой лучшей ученицей».

В феврале 1991 года Лиана Михайловна и Сергей Алексеевич оформили свои отношения официально. Почти 24-летняя разница в их возрасте совершенно не замечалась. О жене Сергей Алексеевич говорил с большой теплотой: «Идеально, конечно, астрологу быть отшельником, но если есть семья, то лучше всей семьей овладевать астрологической наукой. Мне лично очень повезло в том, что моя супруга Лиана Михайловна стала моей ученицей и ближайшим помощником. Дело еще и в том, что я являюсь никудышным математиком, а Лиана Михайловна, окончившая Казанский университет с дипломом математика-конструктора, как нельзя лучше подходит к роли помощника. Кроме того, она еще и блестящий программист, работающая на любых ЭВМ».

Лиана Михайловна Жукова-Вронская выразила свои чувства одной фразой: «Для меня неважно, кто был и что было до Сергея Алексеевича. Когда Вронский появился в моей жизни, он затмил всех и все вокруг».

6 января 1992 года они переехали жить в Ригу. И через год Августина Филипповна начала читать в Риге цикл лекций по астрологии. Ее представлял Сергей Алексеевич Вронский, о чем была сделана запись в тетрадках с лекциями, которые сегодня бережно хранятся в Музее С.А. Вронского в Риге.

Большая семья

Все было удивительно в жизни Августины Филипповны: и работа, и личная жизнь. Когда они с мужем решили усыновить ребенка и пришли в детский дом, то в результате взяли девочку, о которой мечтали, и двух ее братьев-близнецов. Сколько бы человек ни отдавался работе, пусть самый-самый талантливый и великий, без семейного счастья, радости общения с детьми, без понимания и любви жизнь не до конца наполнена смыслом.

Августина выросла в многодетной семье. Филипп Андреевич Семенко, отец Августины Филипповны, родился в Ровеньках Луганской области. Во время Великой Отечественной войны был начальником штаба пехотного полка одной из шахтерских дивизий. Как до войны, так и после работал учителем. Тяга к знаниям в семье наследственная. В 1952 году Филипп Андреевич получил диплом преподавателя географии, причем в один год с дочерью Августиной! Было еще одно семейное хобби – путешествия, походы, обязательно с палатками, рюкзаком и гитарой, а зимой – неизменные лыжи! Позже, когда появилась машина «Волга», они объездили все заповедные места на юге нашей страны. Августина всегда была инициатором многих начинаний, ее неуемной энергии хватало на всю большую семью.

Через полгода после смерти Августины Филипповны маленький внук Сережа напишет: «Моя бабушка была очень добрая. Она помогала делать уроки и всегда была права. Когда она умерла, казалось, что это просто дурацкий сон, мне стало одиноко. Я очень любил свою бабушку».

Для любимой племянницы Натальи Семенко она была еще и крестной: «Сейчас, повзрослев, я с уверенностью могу сказать: практически всему хорошему, светлому, что есть во мне, я обязана тете Тине. Перебирая свои старые бумаги, школьные тетрадки, я нашла дневник, который вела в 11–12 лет. Обычный дневник, детские отзывы и впечатления о проведенном дне, описание событий и пережитых эмоций. В нем я нашла много записей, посвященных Августине Филипповне.

В начальных классах школы я училась не очень хорошо. Бывали и тройки. Августина Филипповна начала постоянно заниматься со мной по школьной программе. Причем делала это так ненавязчиво, что даже в своем детском дневнике я отзываюсь об этих занятиях с восторгом. Она развила во мне амбиции – быть не только не хуже, чем все остальные, а лучше. Эти занятия продолжались регулярно в течение многих лет, и в итоге школу я закончила с медалью. Благодаря Августине Филипповне я стала заниматься пением, учиться игре на гитаре. До этого, помню, я была относительно равнодушным к музыке человеком. Раньше всех в классе я научилась работать на компьютере. Именно Августина Филипповна пригласила меня к себе на такие занятия. Вообще, вспоминая все свои занятия с тетей Тиной, я удивляюсь тому, с каким энтузиазмом я бралась за учебу. Для меня, как для многих детей в этом возрасте, учеба не стала рутиной, чем-то нудным, неинтересным. У Августины Филипповны был уникальный педагогический дар. А всякий раз, покупая билет в театр, я с благодарностью вспоминаю свою крестную, с которой мы посетили все театры, начиная с Большого.

Наша любимая деревня Кудиново под Зарайском… Тети Тины нет, а я по-прежнему рвусь в деревню. Там все дышит ею. Как бы ни изменились со временем эти места, они для меня навсегда будут связаны с воспоминаниями о самых спокойных и чудесных днях моей жизни. Сколько книг было мной прочитано рядом с тетей в деревне! Сколько рецептов вкусной и здоровой пищи я узнала от нее! Мы могли часами разговаривать, я всегда находила поддержку и понимание.

Августина Филипповна уделяла много времени занятиям с моим братом Владимиром, благодаря чему он выучил почти наизусть словарь Вебстера и писал сочинения на чистовик практически без ошибок. Обращаясь к нам в последние часы жизни, она просила поддержать Володю в трудный период, говорила о его способностях, хотя в тот момент в это сложно было поверить… Ее слова в отношении брата оказались пророческими: сегодня он успешен в работе, не боится трудностей и способен разрешить многие проблемы.

Мой папа Виктор Филиппович Семенко, брат тети Тины, с невероятным уважением относился к старшей сестре и прислушивался к ее мнению. Окончив Рязанский радиотехнический институт, он был направлен по распределению в г. Жуковский, в ЛИИ имени М.М. Громова. Окончил Школу летчиков-испытателей по специальности «инженер-испытатель» и переключился полностью на летную работу: летал инженером-испытателем на самолетах – Ту-104, Ту-114. Перестроечное время круто изменило судьбу многих, в том числе и отца: он стал владельцем пассажирского речного порта Гавань «Надежды». Знаю одно, что водная тематика была привнесена в его жизнь благодаря Августине Филипповне Семенко.

До сих пор в тяжелых жизненных ситуациях, сталкиваясь с трудностями и непониманием, я говорю про себя: «Господи, вразуми меня!», как учила тетя. Августина Филипповна открыла для меня силу молитвы, сразу после моего крещения написав мне тексты некоторых молитв. Я читаю их до сих пор, конечно уже наизусть. Постоянно занимаясь наукой, Августина Филипповна никого не обделяла вниманием, отдавая себя всю, без остатка. Она излучала столько позитивной энергии!

Когда она ушла, у меня в душе образовалась пустота, которую уже никто и ничто не сможет заполнить. В моем сердце Августина Филипповна навсегда останется одним из самых главных и близких людей в жизни».

Когда заканчивались занятия в астрологических группах, начиналась другая не менее важная работа, результат которой к октябрю представал в виде собранных ягод, трав, овощей, фруктов, десятков банок-заготовок. В августе созревали фирменные сочные арбузы и сладкие серые тыквы, что, несомненно, выращивалось с учетом лунно-солнечного календаря.

«Казалось, что Августина Филипповна – железная и вечная, – рассказывает Зоя Александровна Павлова. Их дружба с Августиной началась в 60-х на полигоне в Ахтубинске. – Если бы меня спросили, какое одно слово полнее всего характеризует Августину Филипповну, я бы без колебаний ответила: «Самоотверженность». За десятилетия общения я не помню ни одного праздно проведенного часа ее жизни. При всей текущей загруженности и, конечно, усталости, окружающие не слышали от нее ни ропота, ни отговорок, и помощь от нее шла всегда, как будто именно твои проблемы сейчас главное в ее жизни и именно тебе надо немедленно помогать. Когда говорят, что человек должен жить осознанно, понимая свое предназначение, свою связь и единство с окружающим миром, принимать и любить этот мир, то многие из нас соглашаются с этим. Но, скажите, многим ли удалось встретить таких счастливых людей?»

Августина Филипповна как-то призналась ей: «Ты знаешь, Зоя, некоторые жалеют меня за то, что мне будто бы приходится сидеть здесь, занимаясь непосильным трудом для обеспечения семьи, вместо того чтобы писать книги, зарабатывать достойные по их понятиям деньги, участвовать шире в жизни профессионального сообщества. А я, клянусь тебе, по-настоящему счастлива своей жизнью, особенно здесь. Здесь в деревне это ощущение счастья не покидает меня, и я радуюсь каждому дню, каждой минуте. Конечно, хочется уже написать книгу, но когда? Может быть, еще успею?»

«Мне было легко и просто смотреть на небо и звезды…»

В небольшой класс входит элегантная женщина, достает из сумки коробочку с мелками, подходит к школьной доске. «Ну что ж, давайте начнем». Постепенно на доске появляются знаки, круги, графики. За школьными партами тихо, стараясь не пропустить ни одного слова, сидят ученики – инженеры, летчики, педагоги, врачи.

Занятия с Августиной Филипповной далеко не всегда укладывались в рамки стандартного повествования о взаимодействии планет, человека и земных процессов и будто были обращены лично к каждому слушателю. Помимо традиционных семинаров и лекций по практической астрологии, известны прочитанные ею курсы по планетарным циклам, гармоникам, ретроградным планетам, метазодиаку, астрологической мандале.

Уроки, как она сама называла занятия в Школе Вронского, были уроками жизни. Отсутствие штампов, взвешенность и отточенность каждой формулировки в сочетании с высокой нравственностью и ответственностью – все это выделяло Августину Филипповну среди коллег и профессионалов. Она строго следила за этической стороной трактовок гороскопа и могла резко отстаивать свою позицию перед любой аудиторией.

Мне вспоминается Международная астрологическая конференция в Харькове в 1991 году. Спокойно выслушав выступление докладчика с анализом детских гороскопов, Августина Филипповна выходит на сцену и буквально несколькими фразами ломает размеренный ход конференции. А вместе с ним и психологический настрой зала: «Гороскоп – это же человек, и нельзя по нему резать словами, как ножом. А здесь – дети. Любое событие рождается на энергетическом уровне, а разрешается на материальном».

12 заповедей астролога были неотъемлемой частью занятий, которые она обязательно зачитывала на первых занятиях начинающим слушателям курсов:

1. Не считай себя умнее Господа Бога.

2. Астрологию не так легко опровергнуть.

3. Говори не более 1 / 10 того, что знаешь.

4. Не отвечай на незаданные вопросы.

5. Если человек не может (не хочет) тебя услышать, он не услышит.

6. Говоря о будущем, называй периоды, но не даты, и процессы, но не события.

7. Главное препятствие астролога – неаккуратность.

8. Если не хочется строить карту – не строй, не хочется ее читать – не читай.

9. Читая карту, не хватайся за голову и не смотри на человека с жалостью.

10. Не следует человеку излагать его карту, карму, дхарму и основы астрологии одновременно.

11. Бог в первую очередь учит тебя и во вторую очередь – тех, кто тебя слушает.

12. Чужая жизнь не ребус и не поле битвы, а всегда загадочное и неведомое существо, которое показывается лишь тому, кто его изначально любит.

Смелость, с которой она всегда отстаивала высокое предназначение астрологии, вызывала искреннее уважение астрологов всего мира. Нам еще только предстоит оценить вклад Августины Семенко в развитие науки, уникальный опыт, накопленный в результате научно-исследовательской работы в области космобиологии и астрологии. Она подняла статус астрологии до уровня прикладной в науке и в технике и, опираясь на опыт зарубежных и русских классиков, адаптировала астрологию к требованиям современной жизни. Последние значительные методики А.Ф. Семенко по психологическому портрету личности и построение линий (развертки) судьбы создавались под влиянием двух почитаемых ею источников мудрости – «Китайской книги перемен «И Цзин» и «Астрологической мандалы» Д. Радьяра.

Возвращаясь к преподавательской деятельности Августины Филипповны как астролога, следует сказать, что ее имя долгое время незаслуженно оставалось в тени и было известно узкому кругу профессионалов. Методика ее преподавания основывалась не на заучивании, а на развитии творческого начала в каждом слушателе. Она повторяла, что верить в астрологию не нужно, поскольку ее закономерности так же объективны, как, например, закон гравитации, – надо просто их знать и руководствоваться ими в своей жизни. Астрология Августины Филипповны – это пример действительно гуманистического, духовного направления в этой науке.

Занятия проводились во многих городах от Владивостока до Риги, постоянные велись в Москве и родном Жуковском. Многим ученикам она помогла что-то переосмыслить, преодолеть трудные ситуации и избежать дальнейших ошибок, в цепи случайностей увидеть закономерность и в конечном итоге выйти на другой уровень понимания жизни. Семинары всегда проходили с неизменным интересом, нельзя было предугадать, на чем заострит внимание Августина Филипповна.

«Профессиональная сила астролога Августины Филипповны в том, что она не просто осваивала науку, детализировала, объясняла себе и другим астрологическую модель мира – она в ней жила! – говорит З.А. Павлова. – Она довольно быстро пришла к тому направлению астрологии, которое называют гуманистическим (или астрологией значения, смысла), ярким выразителем которого был Дейн Радьяр. Поэтому для нее космические факторы, символы, циклы и явления не были окрашены нравственными категориями добра и зла: они по отдельности и во взаимодействии определяли смысл и характер того или иного этапа развития личности, коллектива, общества, любого объекта. Именно развития, с его фазами, которые необходимо понимать, а не противостоять им, поскольку фазы развития соответствуют законам природы. А обстоятельства, в которых оказывается личность, не должны оцениваться как хорошие или плохие, – они должны правильно интерпретироваться».

Такая жизненная позиция благотворно действовала даже на скептически настроенных людей. Последовательность и цельность Августины Филипповны как личности служили наглядным примером правильности методов интерпретации гуманистического направления астрологии, которые она отстаивала среди коллег и учеников.

Более пяти лет Августина Филипповна читала лекции сразу на трех курсах в центре «Новое Сознание» в Жуковском. Людмила Голубовская, к.т.н., физик, директор духовно-просветительского центра «Новое Сознание» (1993–2002 гг.

Августина Филипповна Семенко

Иерархии циклов

© Н.В. Семенко, издатель, 2015

© Издательство «ВегаПринт», составитель, макет, 2015

От ритмики летных происшествий до иерархии циклов общества

В бесконечном кажущемся хаотичным универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума.

А. Эйнштейн

Поколение, начинавшее путь в авиацию в середине 50-х, подарило человечеству талантливых ученых, авиаконструкторов, знаменитых летчиков-испытателей. Это время называют золотым периодом в развитии авиационно-космической отрасли, но, к сожалению, за успехами были и тяжелые потери. На испытательных аэродромах трагедии не были исключением ни в те годы, ни сейчас. Прошло много лет, на смену пришли новые умные машины, с электронными системами предупреждения, но вопросы, связанные с исследованием воздействия различных факторов на безопасность полетов, – метеорологических, геофизических, космических, технических или человеческих, остаются одними из приоритетных и в настоящее время.


…Испытательный аэродром в подмосковном Жуковском.

В далеком морозном декабре 1959-го летный экипаж с командиром Юрием Алашеевым собирался в седьмой полет на бомбардировщике Ту-22, чтобы впервые преодолеть скорость звука. Через 12 минут после взлета «раздался какой-то хлопок», по словам единственного спасшегося члена экипажа К. Щербакова, и самолет задрожал с частотой 4–5 колебаний в секунду, начал заваливаться на нос с одновременным креном вправо. «Юра, что это? Помпаж?» – трижды спросил штурман И.В. Гавриленко. Алашеев молчал. «Юра, крен, Юра, крен!» – повторил Гавриленко.

Самолет шел к земле, медленно поворачиваясь вокруг продольной оси и набирая скорость на пикировании. «Приготовиться к катапультированию!» – приказал командир. Юрий Алашеев остался на борту и до конца пытался спасти опытный самолет, не покинув его до трагической развязки.

Специалисты изучали все внешние признаки катастрофы, тщательно собирали элементы конструкции самолета. Сложность сбора информации о катастрофе усугублялась морозами и сильными снегопадами.

В официальном заключении по катастрофе ее причиной был назван флаттер – разрушение горизонтального оперения в результате повышенных вибраций. Юрию Тимофеевичу Алашееву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Для молодого авиационного специалиста Августины Семенко, работавшей в то же время на аэродроме, этот день стал поворотным не только в авиационной биографии, но и в ее судьбе. Она поняла, насколько близко стоят к роковой черте те люди, с которыми она работает. Именно после этого случая она стала задумываться о характере работы летчика, ее целях и ценностях, ее философии, о цене человеческой жизни и техники, которой порой эта жизнь приносится в жертву. За тридцать с лишним лет работы в авиации Августина Семенко исследовала около 500 гороскопов летчиков и инженерно-технических работников. Сначала самостоятельно как ведущий инженер по летным испытаниям, заместитель начальника бригады аэродинамики, а затем вместе с коллегами – как руководитель службы биоритмологии при летном подразделении Жуковской летно-испытательной и доводочной базы (ЖЛИиДБ) – постоянно проводила анализ всех предпосылок летных происшествий и катастроф.

В ее преподавательской практике примеры из авиационной биографии и летных будней всегда будут главными.

/ А.Ф. / «Высшая способность – бросать вызов природе и играть с опасностью. Особенно это присуще летной профессии. Можно назвать это противостоянием Духа и материи, человеческой воли и судьбы. Например, летчики в критических ситуациях прыгать не любят, они считают это риском для жизни. Был случай: самолет вошел в плоское пикирование, и, пока летчики думали, что предпринять, машина перестала падать и вышла из штопора. Те, кто спрыгнули, сломали ноги и позвоночник, а тем, кто посадил машину, вручили потом Звезду Героя. Вот получается и награжденная вера, и духовное благословение!

В опасных профессиях человек может потерпеть «поражение» в работе, но такая перспектива делает попытку лишь более волнующей. Он может обрести бессмертие. Более того, благодаря использованию ментальных сил человек способен преодолевать наиболее фундаментальные силы природы, например гравитацию. То, против чего он борется, находится в нем самом в такой же степени, как и вовне. Гравитация – универсальная связывающая сила материального мира, и, выходя на уровень сопротивления ей, человек готовит себя к тому, чтобы проникнуть за пределы физического и достичь более высоких сфер существования!»

Семенко Августина Филипповна (1930 — 2002) — выдающийся российский астролог, математик.

За свою жизнь была инженером-расчетчиком, ведущим инженером по летным испытаниям, начальником отдела по обработке летных данных и исследованию биоритмологии летных испытаний с точки зрения астрологии.

Являясь начальником службы летно-испытательного комплекса, тесно сотрудничала с фирмой Сухого при испытаниях опытных образцов истребителей нового поколения.

Была талантливым педагогом, добрым, умным, высокообразованным и высоконравственным человеком, излучающим много позитивной энергии. Проводила занятия по практической астрологии, планетарным циклам, гармоникам, ретроградным движениям планет, Астрологической Мандале от Риги до Владивостока.

Была ученицей и единомышленником С.А. Вронского. Автор многих астрологических методик, астролог-практик, излагавший астрологические принципы с высоких духовных позиций и космической справедливости.

Помогла своим ученикам многое переосмыслить, увидеть закономерности Вселенной в жизни и выйти на другой уровень ее понимания, многим современным астрологам дала путевку в жизнь.

Книги (1)

Иерархии циклов

Эта книга — первое издание трудов легендарной Августины Филипповны Семенко, талантливого исследователя-практика, одарившего отечественную астрологию оригинальными разработками, а русский язык — термином «биоритмология».

В публикуемых здесь ее рабочих материалах классические модели астрологии тесно переплетаются с гуманистическими идеями Д. Радьяра и новыми подходами к космобиологии. Это и захватывающее чтение, и внушительный инструментарий, имеющий неоспоримую практическую ценность.

Имя А.Ф. Семенко хорошо известно в среде авиаторов и ученых-космобиологов. Математик по образованию, она была ведущим инженером по летным испытаниям, работала на оборонных предприятиях, в том числе в ОКБ им. А.Н. Туполева в отделе аэродинамики.

Августина Филипповна Семенко

Иерархии циклов

Лиана Михайловна Жукова-Вронская выразила свои чувства одной фразой: «Для меня неважно, кто был и что было до Сергея Алексеевича. Когда Вронский появился в моей жизни, он затмил всех и все вокруг».

6 января 1992 года они переехали жить в Ригу. И через год Августина Филипповна начала читать в Риге цикл лекций по астрологии. Ее представлял Сергей Алексеевич Вронский, о чем была сделана запись в тетрадках с лекциями, которые сегодня бережно хранятся в Музее С.А. Вронского в Риге.

Большая семья

Все было удивительно в жизни Августины Филипповны: и работа, и личная жизнь. Когда они с мужем решили усыновить ребенка и пришли в детский дом, то в результате взяли девочку, о которой мечтали, и двух ее братьев-близнецов. Сколько бы человек ни отдавался работе, пусть самый-самый талантливый и великий, без семейного счастья, радости общения с детьми, без понимания и любви жизнь не до конца наполнена смыслом.

Августина выросла в многодетной семье. Филипп Андреевич Семенко, отец Августины Филипповны, родился в Ровеньках Луганской области. Во время Великой Отечественной войны был начальником штаба пехотного полка одной из шахтерских дивизий. Как до войны, так и после работал учителем. Тяга к знаниям в семье наследственная. В 1952 году Филипп Андреевич получил диплом преподавателя географии, причем в один год с дочерью Августиной! Было еще одно семейное хобби – путешествия, походы, обязательно с палатками, рюкзаком и гитарой, а зимой – неизменные лыжи! Позже, когда появилась машина «Волга», они объездили все заповедные места на юге нашей страны. Августина всегда была инициатором многих начинаний, ее неуемной энергии хватало на всю большую семью.

Через полгода после смерти Августины Филипповны маленький внук Сережа напишет: «Моя бабушка была очень добрая. Она помогала делать уроки и всегда была права. Когда она умерла, казалось, что это просто дурацкий сон, мне стало одиноко. Я очень любил свою бабушку».

Для любимой племянницы Натальи Семенко она была еще и крестной: «Сейчас, повзрослев, я с уверенностью могу сказать: практически всему хорошему, светлому, что есть во мне, я обязана тете Тине. Перебирая свои старые бумаги, школьные тетрадки, я нашла дневник, который вела в 11–12 лет. Обычный дневник, детские отзывы и впечатления о проведенном дне, описание событий и пережитых эмоций. В нем я нашла много записей, посвященных Августине Филипповне.

В начальных классах школы я училась не очень хорошо. Бывали и тройки. Августина Филипповна начала постоянно заниматься со мной по школьной программе. Причем делала это так ненавязчиво, что даже в своем детском дневнике я отзываюсь об этих занятиях с восторгом. Она развила во мне амбиции – быть не только не хуже, чем все остальные, а лучше. Эти занятия продолжались регулярно в течение многих лет, и в итоге школу я закончила с медалью. Благодаря Августине Филипповне я стала заниматься пением, учиться игре на гитаре. До этого, помню, я была относительно равнодушным к музыке человеком. Раньше всех в классе я научилась работать на компьютере. Именно Августина Филипповна пригласила меня к себе на такие занятия. Вообще, вспоминая все свои занятия с тетей Тиной, я удивляюсь тому, с каким энтузиазмом я бралась за учебу. Для меня, как для многих детей в этом возрасте, учеба не стала рутиной, чем-то нудным, неинтересным. У Августины Филипповны был уникальный педагогический дар. А всякий раз, покупая билет в театр, я с благодарностью вспоминаю свою крестную, с которой мы посетили все театры, начиная с Большого.

Наша любимая деревня Кудиново под Зарайском… Тети Тины нет, а я по-прежнему рвусь в деревню. Там все дышит ею. Как бы ни изменились со временем эти места, они для меня навсегда будут связаны с воспоминаниями о самых спокойных и чудесных днях моей жизни. Сколько книг было мной прочитано рядом с тетей в деревне! Сколько рецептов вкусной и здоровой пищи я узнала от нее! Мы могли часами разговаривать, я всегда находила поддержку и понимание.

Августина Филипповна уделяла много времени занятиям с моим братом Владимиром, благодаря чему он выучил почти наизусть словарь Вебстера и писал сочинения на чистовик практически без ошибок. Обращаясь к нам в последние часы жизни, она просила поддержать Володю в трудный период, говорила о его способностях, хотя в тот момент в это сложно было поверить… Ее слова в отношении брата оказались пророческими: сегодня он успешен в работе, не боится трудностей и способен разрешить многие проблемы.

Мой папа Виктор Филиппович Семенко, брат тети Тины, с невероятным уважением относился к старшей сестре и прислушивался к ее мнению. Окончив Рязанский радиотехнический институт, он был направлен по распределению в г. Жуковский, в ЛИИ имени М.М. Громова. Окончил Школу летчиков-испытателей по специальности «инженер-испытатель» и переключился полностью на летную работу: летал инженером-испытателем на самолетах – Ту-104, Ту-114. Перестроечное время круто изменило судьбу многих, в том числе и отца: он стал владельцем пассажирского речного порта Гавань «Надежды». Знаю одно, что водная тематика была привнесена в его жизнь благодаря Августине Филипповне Семенко.

До сих пор в тяжелых жизненных ситуациях, сталкиваясь с трудностями и непониманием, я говорю про себя: «Господи, вразуми меня!», как учила тетя. Августина Филипповна открыла для меня силу молитвы, сразу после моего крещения написав мне тексты некоторых молитв. Я читаю их до сих пор, конечно уже наизусть. Постоянно занимаясь наукой, Августина Филипповна никого не обделяла вниманием, отдавая себя всю, без остатка. Она излучала столько позитивной энергии!

Когда она ушла, у меня в душе образовалась пустота, которую уже никто и ничто не сможет заполнить. В моем сердце Августина Филипповна навсегда останется одним из самых главных и близких людей в жизни».

Когда заканчивались занятия в астрологических группах, начиналась другая не менее важная работа, результат которой к октябрю представал в виде собранных ягод, трав, овощей, фруктов, десятков банок-заготовок. В августе созревали фирменные сочные арбузы и сладкие серые тыквы, что, несомненно, выращивалось с учетом лунно-солнечного календаря.

«Казалось, что Августина Филипповна – железная и вечная, – рассказывает Зоя Александровна Павлова. Их дружба с Августиной началась в 60-х на полигоне в Ахтубинске. – Если бы меня спросили, какое одно слово полнее всего характеризует Августину Филипповну, я бы без колебаний ответила: «Самоотверженность». За десятилетия общения я не помню ни одного праздно проведенного часа ее жизни. При всей текущей загруженности и, конечно, усталости, окружающие не слышали от нее ни ропота, ни отговорок, и помощь от нее шла всегда, как будто именно твои проблемы сейчас главное в ее жизни и именно тебе надо немедленно помогать. Когда говорят, что человек должен жить осознанно, понимая свое предназначение, свою связь и единство с окружающим миром, принимать и любить этот мир, то многие из нас соглашаются с этим. Но, скажите, многим ли удалось встретить таких счастливых людей?»

Августина Филипповна как-то призналась ей: «Ты знаешь, Зоя, некоторые жалеют меня за то, что мне будто бы приходится сидеть здесь, занимаясь непосильным трудом для обеспечения семьи, вместо того чтобы писать книги, зарабатывать достойные по их понятиям деньги, участвовать шире в жизни профессионального сообщества. А я, клянусь тебе, по-настоящему счастлива своей жизнью, особенно здесь. Здесь в деревне это ощущение счастья не покидает меня, и я радуюсь каждому дню, каждой минуте. Конечно, хочется уже написать книгу, но когда? Может быть, еще успею?»

«Мне было легко и просто смотреть на небо и звезды…»

В небольшой класс входит элегантная женщина, достает из сумки коробочку с мелками, подходит к школьной доске. «Ну что ж, давайте начнем». Постепенно на доске появляются знаки, круги, графики. За школьными партами тихо, стараясь не пропустить ни одного слова, сидят ученики – инженеры, летчики, педагоги, врачи.

Занятия с Августиной Филипповной далеко не всегда укладывались в рамки стандартного повествования о взаимодействии планет, человека и земных процессов и будто были обращены лично к каждому слушателю. Помимо традиционных семинаров и лекций по практической астрологии, известны прочитанные ею курсы по планетарным циклам, гармоникам, ретроградным планетам, метазодиаку, астрологической мандале.

Уроки, как она сама называла занятия в Школе Вронского, были уроками жизни. Отсутствие штампов, взвешенность и отточенность каждой формулировки в сочетании с высокой нравственностью и ответственностью – все это выделяло Августину Филипповну среди коллег и профессионалов. Она строго следила за этической стороной трактовок гороскопа и могла резко отстаивать свою позицию перед любой аудиторией.

Мне вспоминается Международная астрологическая конференция в Харькове в 1991 году. Спокойно выслушав выступление докладчика с анализом детских гороскопов, Августина Филипповна выходит на сцену и буквально несколькими фразами ломает размеренный ход конференции. А вместе с ним и психологический настрой зала: «Гороскоп – это же человек, и нельзя по нему резать словами, как ножом. А здесь – дети. Любое событие рождается на энергетическом уровне, а разрешается на материальном».

12 заповедей астролога были неотъемлемой частью занятий, которые она обязательно зачитывала на первых занятиях начинающим слушателям курсов:

1. Не считай себя умнее Господа Бога.

2. Астрологию не так легко опровергнуть.

3. Говори не более

Того, что знаешь.

4. Не отвечай на незаданные вопросы.

5. Если человек не может (не хочет) тебя услышать, он не услышит.

6. Говоря о будущем, называй периоды, но не даты, и процессы, но не события.

7. Главное препятствие астролога – неаккуратность.

8. Если не хочется строить карту – не строй, не хочется ее читать – не читай.

9. Читая карту, не хватайся за голову и не смотри на человека с жалостью.

10. Не следует человеку излагать его карту, карму, дхарму и основы астрологии одновременно.

11. Бог в первую очередь учит тебя и во вторую очередь – тех, кто тебя слушает.

12. Чужая жизнь не ребус и не поле битвы, а всегда загадочное и неведомое существо, которое показывается лишь тому, кто его изначально любит.

Смелость, с которой она всегда отстаивала высокое предназначение астрологии, вызывала искреннее уважение астрологов всего мира. Нам еще только предстоит оценить вклад Августины Семенко в развитие науки, уникальный опыт, накопленный в результате научно-исследовательской работы в области космобиологии и астрологии. Она подняла статус астрологии до уровня прикладной в науке и в технике и, опираясь на опыт зарубежных и русских классиков, адаптировала астрологию к требованиям современной жизни. Последние значительные методики А.Ф. Семенко по психологическому портрету личности и построение линий (развертки) судьбы создавались под влиянием двух почитаемых ею источников мудрости – «Китайской книги перемен «И Цзин» и «Астрологической мандалы» Д. Радьяра.

Возвращаясь к преподавательской деятельности Августины Филипповны как астролога, следует сказать, что ее имя долгое время незаслуженно оставалось в тени и было известно узкому кругу профессионалов. Методика ее преподавания основывалась не на заучивании, а на развитии творческого начала в каждом слушателе. Она повторяла, что верить в астрологию не нужно, поскольку ее закономерности так же объективны, как, например, закон гравитации, – надо просто их знать и руководствоваться ими в своей жизни. Астрология Августины Филипповны – это пример действительно гуманистического, духовного направления в этой науке.

Занятия проводились во многих городах от Владивостока до Риги, постоянные велись в Москве и родном Жуковском. Многим ученикам она помогла что-то переосмыслить, преодолеть трудные ситуации и избежать дальнейших ошибок, в цепи случайностей увидеть закономерность и в конечном итоге выйти на другой уровень понимания жизни. Семинары всегда проходили с неизменным интересом, нельзя было предугадать, на чем заострит внимание Августина Филипповна.

«Профессиональная сила астролога Августины Филипповны в том, что она не просто осваивала науку, детализировала, объясняла себе и другим астрологическую модель мира – она в ней жила! – говорит З.А. Павлова. – Она довольно быстро пришла к тому направлению астрологии, которое называют гуманистическим (или астрологией значения, смысла), ярким выразителем которого был Дейн Радьяр. Поэтому для нее космические факторы, символы, циклы и явления не были окрашены нравственными категориями добра и зла: они по отдельности и во взаимодействии определяли смысл и характер того или иного этапа развития личности, коллектива, общества, любого объекта. Именно развития, с его фазами, которые необходимо понимать, а не противостоять им, поскольку фазы развития соответствуют законам природы. А обстоятельства, в которых оказывается личность, не должны оцениваться как хорошие или плохие, – они должны правильно интерпретироваться».

Такая жизненная позиция благотворно действовала даже на скептически настроенных людей. Последовательность и цельность Августины Филипповны как личности служили наглядным примером правильности методов интерпретации гуманистического направления астрологии, которые она отстаивала среди коллег и учеников.

Более пяти лет Августина Филипповна читала лекции сразу на трех курсах в центре «Новое Сознание» в Жуковском. Людмила Голубовская, к.т.н., физик, директор духовно-просветительского центра «Новое Сознание» (1993–2002 гг.), рассказывает:

«Замечательный лозунг Августины Филипповны «Астрология – домохозяйкам!» означал, что астрологией может овладеть каждый и что астрология – это простой и очень важный инструмент, помогающий во многих жизненных ситуациях, а часто и в принятии судьбоносных решений. Так, в конце первого курса на примере гороскопа известного пластического хирурга Августина Филипповна продемонстрировала, как он пришел к своей профессии. Математически ясно она показала, как произошел поворот судьбы, изменивший жизнь врача и сделавший его признанным во всем мире специалистом. Эта блестящая лекция оказала глубокое влияние на мое мировоззрение. В качестве примера Августина Филипповна приводила разные истории из своей жизни, и все это сопровождалось ее неподражаемым юмором. Вообще, если требовался ее совет, она умело подводила человека к ответу – так что он сам принимал решение. Она не навязывала своего мнения.

Например, как найти подход к человеку, у которого Солнце в оппозиции к твоему Солнцу, с противоположным мнением по интересующему обе стороны вопросу. Просто надо конфликтный путь оппозиции заменить на более длинный путь из двух аспектов – трина и секстиля.

У Августины Филипповны было множество записей и собственных разработок, но до того, чтобы что-то опубликовать, у нее не доходили руки. Приходила с кипой астрологических расчетов и раздавала нам копии. Многие ее разработки уникальны и в литературе не встречаются. Например, она исследовала фазы Плутона в русской истории, разработала эксклюзивный материал о Великих соединениях. Промежутки от одного соединения до другого она снова делила на 12 универсальных фаз. Соединение планет дает начало новому циклу, который продлится до следующего соединения. Само соединение – это «порыв быть». 1-я фаза, соответствующая знаку Овна.

Сабианский символ 1° Овна таков: «Женщина выходит из моря, и ее обнимает тюлень». То есть рождается новое. Человек из прошлого бытия, естественно-природного и более легкого (море), выходит на сушу – в новое и более трудное бытие. Он выходит, движимый «порывом быть», он идет в неизвестное, потому что Божественный Импульс подталкивает его. Тюлень, символизирующий прошлое и его неудачные попытки (ведь тюлени, как мы знаем, уже были на суше, но вернулись обратно в море), «обнимает женщину», он препятствует ее выходу на сушу. Подобно этому – наше неудачное прошлое, а также и комфорт нынешней, но неразвитой жизни мешает нам идти вперед. В самом начале цикла пока еще непонятно, что именно родилось, но вот чередой, друг за другом, следуют 12 фаз и раскрывается величественная картина воздействия соединения планет на человечество.

Одной из уникальных таких разработок была тема «Гармоники в астрологии». Обычно при анализе взаимодействия планет учитываются аспекты и редко изучается полная конфигурация гармоники, которая возникает, когда присутствует хотя бы один аспект из гармоники. Так, аспект оппозиции соответствует 2-й гармонике, аспект трина – 3-й гармонике, а она принадлежит Меркурию, планете знаний и информации, так как Меркурий в своем попятном движении в течение года проходит зодиакальные знаки по 3-й гармонике. Августина Филипповна выполняла множество расчетов и приносила нам свои рисунки и графики, на которых был виден «буквально треугольник в небе», рисуемый Меркурием в течение календарного года, когда Меркурий прорабатывает одну какую-то стихию.

Хорошо помню ту лекцию, которую нам прочитала Августина Филипповна в связи с 5-й гармоникой и Венерой. Венера на небе рисует пятиконечную Звезду, причем следующие друг за другом попятные движения Венеры попадают в те зоны Зодиака, которые соответствуют лучам пятиконечной Звезды. Чтобы мы лучше понимали смысл происходящего, Августина Филипповна постаралась раскрыть смысл 5-й гармоники и аспекта в 72°. Этот аспект – квинтиль – астрологи называют творческим и… почти никогда не учитывают. Чтобы сделать для нас ясным трактование 5-й гармоники, Августина Филипповна показала нам ее через сабианские символы.

Вот восхитительная красота этого подхода:

5-я гармоника складывается из движения по следующим лучам: 1) первый луч идет от 1° Овна и до 145° (25° Льва); 2) второй луч – от 145° (25° Льва) до 289° (19° Козерога); 3) третий луч – от 289° (19° Козерога) до 433° (отнимаем 360°), значит, до 73° (13° Близнецов); 4) четвертый луч – от 73° (13° Близнецов) до 217° (7° Скорпиона); 5) пятый луч – от 217° (7° Скорпиона) до 361° (отнимаем 360°), то есть до 1° (1° Овна).