Каменная соль. Мировые запасы соли Страны лидеры по добыче поваренной соли

На протяжении долгого времени в истории человечества Соль была роскошью. Соль в древнем Риме была очень дорогой, транспортировку соли производили под охраной соляных людей – «сольдат», отсюда происходит слово солдат, и название итальянской монеты – сольди, и в английском языке salary – зарплата, происходит, также от слова «соль».

Первые упоминания о добыче соли мы находим в древних китайских рукописях 3 тысячелетия до н.э., где упоминается соль и сообщается о добыче соли в солёном озере, которая производилась 8 тысяч лет назад. Тот, кто первым отыскал «соленый камень», нашел способ сделать пищу вкуснее. Это и была первая соль.

Индейцы майя поклонялись богине соли, которая была женой бога смерти. По древней легенде богиня соли уплыла в океан и растворилась в воде, с тех пор океан стал солёным.Наша цивилизация возникла и развивалась как цепь причин и следствий, в которой соль сыграла немаловажную роль.
Мировые запасы соли в океане составляют миллиарды тонн, но Мировой океан не подпускает нас к своим соляным богатствам. В мировом океане находится — 4.5 млн. куб миль соли или полтора миллиарда кубических километров соли.

Соляным запасом мирового океана можно было бы покрыть территорию США слоем СОЛИ толщиной 10 км.
В христианской Европе в средние века было случайно открыто польское соляное месторождение в местечке Величко. Огромнейшие запасы соли в месторождении Величко образовались там, где было глубокое море, на протяжении многих тысячелетий изменился ландшафт, море исчезло, вода выпарилась, остались колоссальные запасы морской соль.

Развитие Карпат сопровождалось глубокими расколами карпатского массива на отдельные блоки. Тиктанические сдвиги в массиве Карпат раздробили соляные глыбы и сгрудили в соляные залежи. Соляное месторождение в Польше (Величко) представляет собой пещеру глубина которой 400 метров, 1.5 км. в ширину и 10 км. в длину. В 19 веке в самом центре соляного месторождения из залежей серой соли был построен католический храм, в нём всё сделано из больших кусков каменной соли — алтарь, пол, иконы храма.

В 1646 году русский царь Алексей Михайлович, по прозвищу Тишайший, повысил налог на соль, и не смотря на то, что через год соляной налог был отменён, по России пошла волна восстаний, которые историки назовут «соляными бунтами»
В 1648 году произошло крупное московское восстание, и по всей стране прокатилась волна соляных бунтов. В царской России доходы от продажи соли сопоставимы с современными доходами от продажи нефти.

Самые большие запасы соли в России находятся в Солецком озере — это аналог мёртвого моря Натрий хром — 98,8% соли. Когда-то здесь была самая белая соляная гора, для её защиты от разграбления была создана Елецкая слобода. С екатерининских времён здесь велась промышленная добыча самой высококачественной белой соли, которую водным путём транспортировали в центральные районы России. Добыча соли – каторжный и тяжёлый труд.

В 1930 году руководитель и идеолог национально-освободительного движения Индии, Махатма Ганди организовала экспедицию, которая занялась выпаривание соли на побережье Аравийского моря. Это была протестная акция на установленную англичанами монополию на соль, доказывающая колонизаторам, что индийцы могут сами производить необходимый им продукт — соль. Процесс естественного выпаривания соли под солнцем очень длительный и занимает 5 лет.

Крупнейшие соляные залежи соли — это Мёртвое море, залив Каспийского моря на западе Туркмении Кара-Богаз-гол (туркм. Garabogazköl - дословно «Чёрная пасть»), озеро Соляное в Украине, в Крыму (близ Евпатории), Баскунчак в России.

Сасык-Сиваш – самое большое соленое озеро в Крыму, близ Евпатории. Площадь водоема озера Сасык-Сиваш составляет более 70 квадратных километров, глубина – от 0,5 до 1,2 метра. Розовую соль на солёном озере начали добывать еще 2500 лет назад, когда на месте Евпатории было древнегреческое поселение Керкинитида.

В 1863 году граф Балашов выкупил пересыпь бдиз Евпатории и открыл производственную добычу «царской соли» на озере Сасык-Сиваш. В 1910 году крымская розовая соль получила золотую медаль на выставке в Испании. Сейчас добыча розовой соли продолжается, поскольку продукт этот действительно уникальный.

Мировая соляная промышленность производит 210 млн. тонн соли в год . На первом месте в мире по добыче соли — США- 46,5 млн. тонн в год, Китай – 3 млн. тонн в год, в России добывается — 2 млн. 800 тыс. тонн соли в год.

Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.

2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.

3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.

4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, - основной источник соли в мире.

5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,

потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОЩНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна, -щно; мощнее.

1) Очень сильный по степени своего проявления, своего действия. М. удар. М. порыв ветра. М. прибой.

2) Отличающийся большой физической силой и крепостью, могучий, свидетельствующий о большой силе (о человеке, животном). М. человек. М. конь. Мощные плечи.

3) Большой величины, массивный, толстый. М. пласт угля. Мощные льды Севера.

4) Способный выполнить большую работу за какое-то время (о механизме, устройстве). М. двигатель. М. вентилятор.

5) Значительный по силе воздействия на мысли, чувства человека (разг.). Мощная статья.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

озлОбить

подЕленный

ободрЁнный

красивейший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ силой. Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.

Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ за свой труд.

За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее - две бедноватые хаты, за ними чернел лес.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

отряд ПАРТИЗАН

ЛОЖИТЕ на стол

ТОНЧАЙШИЕ нити

предъявите на входе ПРОПУСКА

по ОБЕИМ сторонам

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ф. А. Васильевым в Крыму.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, были написаны

2) Владимир говорил, что он «именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».

3) Прочитав эту книгу, мне кажется, что она будет полезна многим.

4) Саша обидится на друга и не захотел с ним разговаривать.

5) Те, кто хотя бы раз любовался цветущей сакурой, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

6) Создаётся ощущение, будто волны кидаются на остров, далеко отбрасывая свои солёные брызги.

7) МГУ был основан в 1755 году по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

8) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.

9) Когда герой опомнился. Было уже поздно.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обор..няться

в..ртуозный

иде..лист

р..продукция

выск..чить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ятия, в..юга

нед..варил, поз..был

пр..зидент, пр..стиж

пр..терпеть, пр..чуда

бе..ценно, не..дешний

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

алюмини..вый

откле..ваться

подчёрк..вать

решётч..тый

улыбч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

грохочущий

клокоч..щий

(родители) щекоч..т

тащ..щий (на буксире)

(дела) движется

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Калитка оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА.

Скотинин был далеко (НЕ)ВЕЖЛИВЫМ человеком.

Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

В душе заботливо хранит он (НЕ)РАЗГАДАННЫЕ чувства.

А. К. Толстой, (НЕ)ЖЕЛАЯ оставаться в стороне, во время Крымской войны поступил на службу в армию.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Есть (НЕ)ЧТО совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов (В)КОНЦЕ лета.

В романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.

(НЕ)СМОТРЯ на футуристические эксперименты, в ранней лирике В. Маяковского всё же преобладает чувство, ЧТО(БЫ) ни утверждали его соратники.

Стиль В. Маяковского с первых стихотворений неоднозначен и (ПО)ТОМУ, (В)СИЛУ привычки публики к классической поэзии, трудно объясним.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Многие совреме(1)ики причисляли А. К. Толстого к сторо(2)икам «чистого искусства», однако такое мнение ничем не обоснова(3)о: в творчестве поэта много стихотворении, наполне(4)ых злободневным обществе(5)ым звучанием.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно ставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.

2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты

4) Дружинник мог положиться на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В. С. Соловьёв известен как философ (1) восставший против материализма и позитивизма (2) и (3) подготовивший своими трудами русскую философию XX века (4) продолженную в работах Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Низкий дом с голубыми ставнями (1)

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года...

Восхищаться (2) уж (3) я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но (4) наверно (5) навеки имею (6)

Нежность (7) грустную русской души.

(С. Есенин)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Коляска подъезжала к усадьбе барыни (1) о жестокости и жадности (2) которой (3) в округе (4) ходили невероятные слухи.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Попробуйте вспомнить любой свой день минуту за минутой (1) и вы убедитесь (2) что (3) если восстановить весь этот поток времени (4) можно написать целую книгу.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта».

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»

(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, - теперь пронзительно дорого нам.

(10)Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(12)3емля оттич и дёдич - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной - землёй оттич и дедич.

(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.

(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.

(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.

(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

(По А. Н. Толстому)

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Общая беда заставляет людей объединиться ради спасения своей Родины.

2) Родина - это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой.

3) Земля оттич и дедич была отвоёвана нашим пращуром у вражеских племён, пришедших туда жить навечно.

4) Устная литература, созданная народом, является всего лишь плодом народного досуга.

5) Русское искусство оказало большое влияние на развитие мировой культуры.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 5 поясняет то, о чём говорится в предложении 4.

2) В предложении 10 содержится описание.

3) В предложении 13 представлено описание.

4) Предложения 21-23 содержат рассуждение.

5) В предложении 29 представлено повествование.

23. Из предложений 8-9 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 19-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, форм слова и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)___ („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б)___ („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство - (В)___ („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём - (Г)___ (предложения 22, 23)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) диалектизм

4) книжные слова

5) фразеологизм

6) цитирование

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) анафора

26.Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Вариант 5

Проблема

Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)

Родина - это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой. Родина - это основа жизни каждого человека, это его родное гнездо.

Вариант 5

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

воединочтобы

1245 или любая комбинация
этих цифр

поделённый

145 или любая комбинация
этих цифр

кладите или положите

1234 или любая комбинация
этих цифр

выскочить

дать или подготовить

президентпрестиж

125 или любая комбинация
этих цифр

алюминиевый

134 или любая комбинация
этих цифр

раньшетеперь

неразгаданные

Мировые ресурсы (включая запасы) калийных солей в конце ХХ в. (1998) составляли в пересчете на К2О 250 млрд т. Большая их часть сосредоточена в Канаде, России, Беларуси, США, Германии, а также в Таиланде и Китае. Общие запасы калийных солей в мире оцениваются в 24,2 млрд т, подтвержденные - в 7,3 млрд т. Геологическая служба США оценивает мировые подтвержденные запасы калийных солей в 8,4 млрд т. Основное количество запасов калийных солей, как общих, так и подтвержденных приходится на месторождения Канады, России, Германии, Беларуси. Значительными общими запасами обладают Израиль и Иордания.

Запасы калийных солей на рубеже ХХ-XXI вв. (млн т в пересчете на К 2 О) и среднее содержание К 2 О в рудах (%)

Континенты и страны Запасы подтв. Доля в мире,% содержание запасы общие
Европа 1223 16,2 ... 1854
Беларусь 309 4,1 16 513
Германия 720 9,6 14 1000
Азия (без России) 479 6,4 ... 1746
Россия 1220 16,2 7,8 6790
Израиль 42 0,6 1,4 600
Иордания 42 0,6 1,4 600
КНР 320 4,2 1,5 396
Таиланд 75 1,0 25 150
Африка 63 0,8 ... 142
Тунис 19 0,3 1,5 34
Эфиопия 42 0,6 25 105
Америка 4545 60,4 ... 14910
Бразилия 50 0,7 15 160
Канада 4400 58,4 23 14500
Мексика ... 0 12 10
США 70 0,9 12 170
вместе 7530 100 ... 25442

В Канаде более 90% разведанных запасов калийных солей сосредоточены в пределах Саскачеванского калийного бассейна в провинции Саскачеван. Меньшее практическое значение имеет калийный бассейн Монктон на крайнем юго-востоке страны (провинция Нью-Брансуик). В Саскачеванскому бассейне залежи калийных солей приурочены к верхней части среднедевонской соленосной формации Прери Евапорайт. Главный калийный минерал - сильвин, второстепенный - карналлит. Горизонты, которые эксплуатируются, мощностью около 25 м, залегают на глубине более 1000 м. Среднее содержание К 2 О - 23%. Все месторождения разрабатываются шахтным способом, за исключением Белл-Плейн, где добыча осуществляется методом подземного растворения. В бассейне Монктон калийные соли залегают в толще среднего и поздноокамелеого возраста и отрабатываются в интервале глубин 600-1000 м. Главный породообразующий минерал - сильвин. Среднее содержание К 2 О в рудах - 23-28%.

В России примерно 95% подтвержденных запасов калийных солей приходится на одно месторождение - Верхнекамское в Пермской области. Главные калийные минералы - сильвин и карналлит. Калийные соли отрабатываются на глубинах 250-350 м шахтным способом. Среднее содержание К 2 О в рудах существенно ниже, чем в канадских месторождениях, около 17%.

В США калийные соли в штатах Монтана и Северная Дакота, в пределах Саскачеванского (Канада) бассейна. Руды залегают сравнительно глубоко - в интервале от 1830 м до 3050 м. Ресурсы калийных солей в стране оцениваются в 6 млрд т.

Для человека соль жизненно необходима. Её недостаток влечёт возникновение серьёзных заболеваний. Статья рассказывает о том, каким образом каменная соль образуется в природе, как её добывают и насколько такие месторождения распространены по всему миру.

Как происходит образование каменной соли

Она представляет собой осадочную горную породу. Каменная соль отложилась на том месте, где в прежние геологические эпохи был океан.

Образование каменной соли из которой добывается основное количество соли произошло в Пермский и Девонский периоды, которые заняли период времени от 5 до 300 миллионов лет тому назад. В это время образовывался галит . Каменная соль представляет собой результат уплотнения его отложений.

В процессе геологического развития эти месторождения разрастались и постепенно перемещались ближе к поверхности.

Каменная соль содержит полезные микроэлементы:

  • железо;
  • марганец;
  • хром.

Она может иметь белый, жёлтый или серый цвет. На эту характеристику может влиять наличие оксида железа, глины или битума. Поваренная соль является результатом переработки каменной. Дополнительно её насыщают фторидом калия.

Соль используется не только в пищевой промышленности, но и в медицине, в кожевенной промышленности. В быту её можно использовать не только для еды, но и для ионизации воздуха, для которой используются специальные лампы.

Иногда соль используется коммунальными службами для борьбы с последствиями гололёда. Самым полезным экологически чистым видом считается гималайская соль. Особенностью этой разновидности является то, что перед продажей не занимаются рафинированием, нагреванием и очисткой.

В продажу гималайская соль может поступать в различном виде:

  • как порошок;
  • в виде кристаллов;
  • крупными кусками.

В составе этого вида соли присутствует значительное количество полезных веществ. Имеется значительное количество магния, калия, фосфора, кальция, серы, селена, магния. Однако хлорида натрия в этом продукте меньше по сравнению с обычной каменной солью.

В гималайской соли также присутствуют незначительные количества урана, титана, золота, алюминия, радия, плутония, свинца. Наличие этих веществ является редким и придаёт гималайской соли дополнительные лечебные свойства.

В своё время Александр Македонский вывозил эту соль для того, чтобы ей употребляла царская знать. Специалисты считают, что такая соль обладает комплексным лечебным воздействием.

Где добывают каменную соль

Месторождения распространены во всём мире. Они располагаются под землёй на глубинах от ста до тысячи метров.

Предприятия по добыче имеются более, чем в ста странах. Страной, которая добывает каменной соли больше всех в мире, являются Соединённые Штаты Америки. На долю этой страны приходится 21% мировой добычи. Следующей страной в этом списке является Япония. В этой стране добывается 14% мировой соли.

В Российской Федерации основная часть добычи соли сосредоточена в Предуралье и в Восточной Сибири. В Волгоградской области находятся два самых больших месторождения в мире, где добывают каменную соль :

  • на озере Эльтон;
  • на озере Баскунчак.

Одним из наиболее значительных месторождений является Илецкое. Добыча соли происходит здесь в течение нескольких веков. Это месторождение имеет естественное происхождение.

Каменная соль, добываемая здесь, при переработке не теряет содержащихся в ней полезных веществ и минералов. Это единственное в России месторождение, где добывают каменную соль высшего сорта.

Значительные месторождения имеются в Беларуси . На Украине соль добывают в Славяно-Артёмовском, а также Прикарпатском месторождениях.

В мире важное место занимают также некоторые другие месторождения:

  1. На американском континенте большие запасы имеются в штатах Канзас и Оклахома, с также в бассейне Саскачеванских озёр на территории Канады.
  2. В Европе большие платы каменной соли имеются на территории Германии, в Австрии.

Добыча гималайской розовой соли в основном происходит в Хевре в Пакистане, где её запас оценивается в 220 миллионов тонн.

Способы добычи каменной соли

Добыча каменной соли в большинстве случаев происходит в шахтах, расположенных глубоко под землёй. Добыча каменной соли выполняется при помощи специальных комбайнов. Сначала соль вырубают из массива. После того, как осыпается вниз, её грузят на транспортёры, которые доставляют соль на поверхность.

Кроме шахтного способа также могут применяться следующие способы добычи каменной соли :

  1. Может применяться вакуумный метод. При этом бурят скважину, в которую закачивают воду. Она растворяет соль. Полученный солевой раствор выкачивают на поверхность и выпаривают, получая очищенную каменную соль.
  2. Ещё один способ, как добывают соль , это озёрный метод. В этом случае добыча происходит из открытого водоёма и не требует рытья скважин или обустройства шахт.
  3. Выпаривание соли из морской воды. Этот обычно процесс происходит без дополнительного нагрева, на основе действия солнечных лучей. Однако может применяться технология добычи в которой применяется интенсивный подогрев, который повышает скорость добычи соли.